Олигополия

Олигополия — это конкуренция, в рамках которой на рынке присутствует несколько крупных продавцов, влияющих на цены и поведение потребителей. Частным случаем олигополии является дуополия — рынок, на котором присутствует всего два крупнейших продавца.

Кроме олигополистов, на рынке могут находиться также и другие, более мелкие продавцы, которые вынуждены искать небольшие свободные ниши или ориентироваться на крупных продавцов. Олигополия может присутствовать на рынках разных масштабов — от региональных и национальных до мировых.

Еще одним определением олигополистического рынка может служить значение индекса Герфиндаля от 2000. Иногда олигополиями называют крупнейшие фирмы отрасли.

Основные признаки олигополии:

Стратегии олигополий

Стратегии олигополий делятся на 2 основные группы:

Примеры известных олигопольных рынков мира

Известными олигопольными рынками мира являются, например:

Типы олигополии

Выделяют несколько моделей олигополии, каждая из которых обладает собственными типичными признаками.

Модель картеля

Модель картеля — это договоренность с конкурентами по вопросам цен и объемов, позволяющая усилить влияние каждой из компаний и получать прибыль в том размере, в котором бы ее получала монополия. В многих странах сговор запрещен на законодательном уровне, поэтому обычно такая стратегия носит тайный или международный характер. Особенность стратегии — недолговечность, которая объясняется стремлением участников сговора нарушить договор и получить более высокую прибыль.

Модель Бертрана (модель ценовой войны)

Модель, в рамках которой одна из фирм начинает снижать цену с целью принуждения конкурентов к уходу с рынка. Остальные вынуждены делать то же самое. В результате закрываются все компании, кроме одной.

Модель Курно

Каждая компания просчитывает действия конкурентов и выбирает такой объем производства и цены, который стабилизирует положение этой компании на рынке. В случае ошибочных расчетов параметры корректируются. Спустя определенный промежуток времени доли каждого участника рынка стабилизируются и далее меняются незначительно.

Модель лидерства по ценам (объему)

Лидер рынка меняет цену или объем производства. Остальные фирмы повторяют эти действия. В результате согласованность общих действий нарушается.

Теория игр

Теория игр — это теория поведения субъектов в тех ситуациях, когда решение одного из участников влияет на решения остальных участников. Эта теория используется для анализа действий как целых компаний, так и отдельных лиц.

Теория игр является универсальным инструментом для описания поведения олигополии. Суть подхода заключается в выявлении вариантов действий и их возможных последствий с последующей аналитикой, цель которой — поиск оптимального варианта для каждой из сторон. Этот процесс называется игрой.

Основной недостаток подхода заключается в зависимости результата от модели информированности субъектов. Степень реальной информированности может быть неизвестной.

Плюсы и минусы олигополии

Олигополия обладает как достоинствами, так и недостатками.

Достоинства:

Недостатки:

Отсутствие стремления компаний к полной реализации потенциала и компенсация растущих издержек более высокими ценами.

Мы используем файлы Cookie