Олигополия
Олигополия — это конкуренция, в рамках которой на рынке присутствует несколько крупных продавцов, влияющих на цены и поведение потребителей. Частным случаем олигополии является дуополия — рынок, на котором присутствует всего два крупнейших продавца.
Кроме олигополистов, на рынке могут находиться также и другие, более мелкие продавцы, которые вынуждены искать небольшие свободные ниши или ориентироваться на крупных продавцов. Олигополия может присутствовать на рынках разных масштабов — от региональных и национальных до мировых.
Еще одним определением олигополистического рынка может служить значение индекса Герфиндаля от 2000. Иногда олигополиями называют крупнейшие фирмы отрасли.
Основные признаки олигополии:
- Небольшое число фирм, присутствующих на рынке
- Практическое отсутствие ценовой конкуренции
Стратегии олигополий
Стратегии олигополий делятся на 2 основные группы:
- Кооперативная стратегия — скоординированность действий фирмами с конкурентами
- Некооперативная стратегия — отсутствие согласованности
Примеры известных олигопольных рынков мира
Известными олигопольными рынками мира являются, например:
- Медиа (13 корпораций-гигантов)
- Производство крупных пассажирских самолетов (Airbus, Boeing)
- Рейтинговые агентства (Moody's, Fitch Ratings, Standard & Poor's)
- Производство процессоров для ПК (AMD, Intel)
- Аудиторский бизнес (PWC, Deloitte Touche Tohmatsu и KPMG, Ernst &Young)
- Экспортные поставки сырьевых товаров (менее 10 трейдеров)
Типы олигополии
Выделяют несколько моделей олигополии, каждая из которых обладает собственными типичными признаками.
Модель картеля
Модель картеля — это договоренность с конкурентами по вопросам цен и объемов, позволяющая усилить влияние каждой из компаний и получать прибыль в том размере, в котором бы ее получала монополия. В многих странах сговор запрещен на законодательном уровне, поэтому обычно такая стратегия носит тайный или международный характер. Особенность стратегии — недолговечность, которая объясняется стремлением участников сговора нарушить договор и получить более высокую прибыль.
Модель Бертрана (модель ценовой войны)
Модель, в рамках которой одна из фирм начинает снижать цену с целью принуждения конкурентов к уходу с рынка. Остальные вынуждены делать то же самое. В результате закрываются все компании, кроме одной.
Модель Курно
Каждая компания просчитывает действия конкурентов и выбирает такой объем производства и цены, который стабилизирует положение этой компании на рынке. В случае ошибочных расчетов параметры корректируются. Спустя определенный промежуток времени доли каждого участника рынка стабилизируются и далее меняются незначительно.
Модель лидерства по ценам (объему)
Лидер рынка меняет цену или объем производства. Остальные фирмы повторяют эти действия. В результате согласованность общих действий нарушается.
Теория игр
Теория игр — это теория поведения субъектов в тех ситуациях, когда решение одного из участников влияет на решения остальных участников. Эта теория используется для анализа действий как целых компаний, так и отдельных лиц.
Теория игр является универсальным инструментом для описания поведения олигополии. Суть подхода заключается в выявлении вариантов действий и их возможных последствий с последующей аналитикой, цель которой — поиск оптимального варианта для каждой из сторон. Этот процесс называется игрой.
Основной недостаток подхода заключается в зависимости результата от модели информированности субъектов. Степень реальной информированности может быть неизвестной.
Плюсы и минусы олигополии
Олигополия обладает как достоинствами, так и недостатками.
Достоинства:
- Активное финансирование НИОКР
- Неценовая конкуренция, по причине которой усиливается дифференциация на рынке
- Реализация большего количества направлений в отличие от конкурентов-монополистов
Недостатки:
- При использовании сговора олигополия может проявлять себя как монополия
- По причине меньших размеров олигополии могут не достигать положительного эффекта масштаба
- Неценовая конкуренция увеличивает издержки
- Олигополии меньше подвержены регулированию по причине постоянного взаимодействия с другими фирмами
Отсутствие стремления компаний к полной реализации потенциала и компенсация растущих издержек более высокими ценами.