Рекомендовано для вас
Как самостоятельно подключиться к ЕГАИС для торговли алкоголем
В этой статье мы расскажем вам о том, что такое ЕГАИС и как правильно к ней подключиться. Здесь вы узнаете, что требуется для подключения к информационной системе и как вести учет алкоголя по новым правилам.
Получение лицензии на алкоголь – это только первый шаг перед началом производства или продажи спиртных напитков. После этого вам нужно подключиться к ЕГАИС – информационной системе для контроля над алкогольным рынком. В эту систему должны заноситься сведения обо всем алкоголе, который вы производите, закупаете и продаете.
Что такое ЕГАИС и для чего она нужна
ЕГАИС, или Единая государственная автоматизированная информационная система – это государственная информационная система для контроля над производством и оборотом алкогольной продукции. В эту систему должны заноситься любые действия с алкоголем, начиная от производства и заканчивая продажей. Она, как и весь алкогольный рынок в России, контролируется Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Цель ЕГАИС – усилить контроль над алкогольным рынком и вести полный учет алкогольной продукции, в том числе импортной, и всех операций с ней. Благодаря системе поставщик, продавец, покупатель и государство смогут отследить происхождение каждой бутылки алкоголя вплоть до места, где напиток был произведен и разлит. Она поможет бороться с контрафактной продукцией – если информации о проданной бутылке не будет в системе, то это вызовет подозрение у покупателя и регулирующего органа.
Также существует отдельная ЕГАИС для учета древесины и сделок с ней. Эта система контролируется Федеральным агентством лесного хозяйства, в нее заносятся все действия с лесом от момента вырубки до продажи. В этой статье пойдет речь только о системе для алкоголя.
Любому предприятию, которое занимается производством и продажей алкоголя, необходимо подключиться к ЕГАИС. Это одно из требований Федерального закона №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта». Изначально требование действовало только на производителей и импортеров алкоголя. В 2015 году в закон были внесены поправки – теперь к системе должны быть подключены все компании в алкогольной сфере, в том числе и те, которые занимаются розничной продажей.
Всем компаниям, которые подключены к системе, необходимо специализированное оборудование и программное обеспечение для учета продукции и передачи данных в ЕГАИС. Общий уровень контроля может быть строже в зависимости от типа бизнеса и крепости напитков.
Как подключиться к ЕГАИС
Для подключения к системе вам понадобятся квалифицированная электронная подпись и компьютер с постоянным подключением к интернету. Для розничной торговли также потребуется сканер штрих-кодов, поддерживающий считывание акцизных марок, и онлайн-касса, соответствующая ФЗ-54 и совместимая с ЕГАИС.
Если у вашей компании несколько подразделений, то для каждого нужен отдельный комплект оборудования, включая криптоключ с электронной подписью.
Вначале вам понадобится криптоключ JaCarta или Рутокен с записанной на ней квалифицированной электронной подписью. Приобрести его можно в ФГУП «ЦентрИнформ» или у одного из его партнеров. Для этого зарегистрируйтесь на сайте предприятия, оформите и оплатите заявку на выпуск криптоключа и запись электронной подписи, распечатайте и подготовьте документы на заказ. Ключ с записью КЭП на него стоит до 3 500 рублей в зависимости от производителя.
Из документов вам потребуются:
- Заявление на выпуск ключа и запись КЭП на него
- Заявление на присоединение к оферте
- Согласие на обработку персональных данных
- Для ООО – паспорт (оригинал и копия), СНИЛС и документ, подтверждающий полномочия владельца КЭП
- Для филиала – те же документы плюс положение о создании и уведомление о постановке на налоговый учет
- Для ИП – паспорт (оригинал и копия) и СНИЛС
Готовые документы предоставьте в отделение ЦентрИнформа, когда КЭП будет готова. Вы получите криптоключ с записанной на него подписью и коды ГОСТ и PKI для подключения к ЕГАИС. Подпись необходимо будет активировать – для этого вставьте криптоключ в компьютер и запустите программу активации.
КЭП действует ровно один год, после этого срока ее нужно обновлять. Можно записать новую подпись на старый ключ.
Затем нужно сгенерировать ключ RSA для безопасного соединения с ЕГАИС. Для этого зарегистрируйтесь на официальном сайте системы с помощью вашей КЭП. После регистрации войдите в кабинет, введите код ГОСТ и нажмите кнопку «Показать сертификаты» - появятся сертификаты с данными ваших торговых точек.
Перейдите на нужный сертификат и выберите в меню справа пункт «Получить ключ». Выберите точку продаж, для которой нужно оформлен криптоключ и нажмите кнопку «Сформировать ключ». Подтвердите операцию вашим PKI-кодом, после чего RSA будет записан на криптоключ.
После этого вам нужно установить на компьютер программу «Универсальный транспортный модуль» – она нужна для обмена информацией с системой. Программу можно бесплатно скачать с официального сайта ЕГАИС. Она доступна для операционных систем Windows и Linux (официально поддерживаются Debian 8 и Ubuntu 14.04). После установки запустите УТМ и настройте вашу программу товарного учета для работы с ним.
Можно также купить специальный мини-компьютер с заранее установленными программами для подключения к ЕГАИС и учета алкоголя – так называемый УТМ-хаб. В этом случае достаточно будет запустить программу с помощью своего криптоключа.
Наконец, нужно докупить и настроить дополнительное оборудование. Вам потребуется сканер штрих-кодов, который может распознавать 2D-коды формата PDF417. Настройте кассу для работы с ЕГАИС – для этого установите отдельную версию УТМ или подключитесь к компьютеру с программой по сети. Подтвердите подключение с помощью КЭП и двух кодов.
Как работает информационная система
После подключения к ЕГАИС производители, поставщики и продавцы алкоголя должны будут заносить в систему информацию обо всех спиртных напитках в своем обороте и сверяться с ней при необходимости. Компьютер с установленным на нем УТМ должен работать постоянно в рабочее время, чтобы можно было в любое время обменяться информацией с системой.
С 1 июля 2018 года в ЕГАИС введена система помарочного учета. Это значит, что теперь производители, поставщики и продавцы алкоголя должны поштучно учитывать каждую марку алкоголя.
Каждая бутылка заносится в ЕГАИС в момент наклеивания специальной или акцизной марки. Марка содержит на себе 2D-код, в котором записана основная информация о продукте – состав, дата и место изготовления и отзыва, объем тары и другие. Производитель или импортер фиксирует эти данные в системе.
Для оптовой поставки алкоголя – например, в розничный магазин – формируются две накладные: бумажная и электронная. Электронная версия накладной передается в ЕГАИС. В процессе приемки необходимо сверить бумажную и электронную накладные. Если сведения в них совпадают, то магазин заносит информацию об алкоголе в поставке в ЕГАИС. Если сведения отличаются, то составляется акт расхождений и направляется в систему. Все операции проводятся с помощью программы товарного учета.
Во время продажи кассир считывает с бутылки 2D-код специальной или акцизной марки. Информация о проданной бутылке через подключенную к УТМ кассу поступает в транспортный модуль, работающий самостоятельно или через программу учета. Для ее передачи в ЕГАИС необходимо вставить в компьютер криптоключ с подписью.
Система предусматривает работу в условиях слабого или нестабильного интернет-соединения. В случае его отключения программа продолжит сохранять информацию об алкоголе, а когда оно будет восстановлено – передаст его в ЕГАИС. Однако, в таком режиме можно работать не дольше трех дней.
В чеке, который получит покупатель, будет напечатан специальный QR-код, по которому можно будет найти купленный алкоголь внутри ЕГАИС. Если позиций с напитками в чеке несколько, то для них всех будет сгенерирован один общий код.
Эти правила продажи действуют для любых магазинов и заведений, в том числе кафе, баров и ресторанов, которые продают спиртные напитки. Небольшой нюанс есть только для заведений общепита и торговых точек, продающих алкоголь на розлив. В этом случае в ЕГАИС фиксируется только факт вскрытия тары. Для этого можно оформлять чеки или отправлять в систему ежедневные акты списания алкогольной продукции.
Вопросы и ответы
Нужно ли подключаться к ЕГАИС тем, кто торгует пивом?
Подключение к ЕГАИС необходимо всем, кто занимается производством или продажей алкоголя – в том числе пива и пивных напитков. Индивидуальные предприниматели, которые продают пиво, также обязаны подключиться к системе. Также, если вы продаете пиво, вам не нужно фиксировать в ЕГАИС каждую бутылку – достаточно только подтвердить факт приемки.
Какие наказания грозят тем, кто не подключен к автоматизированной системе?
Если компания продает алкоголь без подключения к ЕГАИС, то ей грозит штраф: до 15 000 рублей для должностного лица и до 200 000 рублей для организации. Продукция, которая производилась и продавалась без занесения в систему, будет конфискована. При длительных нарушениях ФСРАР может приостановить или аннулировать лицензию на алкоголь.
Какие системы учета и онлайн-кассы поддерживают работу с ЕГАИС?
С информационной системой совместимо большинство популярных систем товарного учета – 1С (Предприятие и Розница), Мой Склад, Контур.Маркет и другие. Поддерживают работу с ЕГАИС все кассовые решения от известных производителей – например, Эвотор, Атол, МТС Касса или Модулькасса.
Когда лучше подключиться к системе – до получения лицензии или после?
Лучше всего подключиться к ЕГАИС заранее – наличие лицензии для этого не требуется. Кроме того, вы сможете дополнительно показать Росалкогольрегулированию, что вы готовы к производству или продаже спиртных напитков.
Какие организации имеют право не подключаться к ЕГАИС?
Закон делает исключение только для компаний, которые производят вина (в том числе игристые) из собственного винограда. Остальные организации обязаны подключиться к системе для отражения факта производства, приемки или продажи алкоголя.
Заключение
Подключиться к ЕГАИС немного проще, чем получить алкогольную лицензию. Для этого не нужно дополнительно регистрироваться в государственных органах и уплачивать пошлины. Но при этом нужно будет потратить время на настройку нужного оборудования и программ, а также обучение работников.
Государство постоянно усложняет информационную систему и вводит в нее новые правила и элементы для более жесткого контроля над рынком. С одной стороны, создаются препятствия для недобросовестных участников, а с другой, эти же проблемы мешают и честным бизнесменам. О наиболее значимых изменениях вы сможете узнать в этой статье в будущем.
Любой, кто производит или продает алкоголь, должен подключиться к ЕГАИС. В эту систему необходимо заносить информацию о каждой произведенной или проданной единице спиртного. Чтобы подключить магазин или заведение общепита к ЕГАИС, нужно:
- Приобрести специальный цифровой ключ для доступа к системе
- Сгенерировать ключи для дополнительного подтверждения входа
- Установить на компьютер программу-УТМ
- Настройте УТМ и установите взаимодействие с системой товароучета
- Подключите онлайн-кассу к УТМ
- Установите на кассу сканер штрих-кодов, распознающий акцизные марки
При подключении к ЕГАИС нужно платить только за выпуск цифрового ключа. После подключения вам нужно будет сообщать в систему данные обо всем купленном и проданном алкоголе.
Источники
- Официальная инструкция ФСРАР
- kontur.ru: Что сделать, чтобы подключиться к ЕГАИС?
- nalog-nalog.ru: Подключение к ЕГАИС — пошаговая инструкция
А что думаете о ЕГАИС вы и с чем вы столкнулись при подключении к ней? Рассказать о своем опыте и поделиться мнением о системе вы можете в комментариях.
Оставить комментарий
Отмена