Как открыть ломбардный бизнес: документы и правила организации
Какой бизнес способен приносить действительно стабильный доход, а в условиях экономического кризиса и вовсе обогатить своего владельца? Речь идет и о содержании ломбарда. В последнее время люди все чаще обращаются к услугам таких организаций, рынок динамичен, обороты ломбардов ежегодно растут. Однако организовать подобный бизнес достаточно сложно. В этой статье мы расскажем о том, как открыть ломбард, что нужно для этого предпринять.
Что нужно, чтобы открыть ломбард
Специфика деятельности ломбарда, как организации, предоставляющей займы, предполагает прежде всего наличие крупных инвестиций на старте. Поэтому первое, что нужно для того чтобы открыть ломбард – это возможность вложить в дело собственные денежные средства в размере нескольких миллионов рублей. Конкретная сумма законодательством не установлена, ее вправе определять собственник исходя из масштабов задуманного проекта.
Следует отметить, что для осуществления деятельности ломбарда необходима регистрация юридического лица, поскольку ИП не имеют права заниматься подобными видами деятельности. Следовательно, для открытия этого бизнеса можно привлечь партнеров, которые в дальнейшем станут учредителями организации. Оптимальный вариант организационно-правовой формы – общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Предпринимателям, интересующимся, как открыть свой ломбард, необходимо также знать, что такая коммерческая организация вправе осуществлять лишь два вида деятельности:
- предоставление краткосрочных займов под залог движимого имущества (код 64.92.6 по ОКВЭД последней редакции 2020 г.);
- предоставление услуг по хранению ценностей (код 66.19.5).
То есть для того, чтобы продавать вещи, переданные в качестве залога клиентом ломбарда, и перешедшие в собственность организации в связи с нарушением требований договора, необходимо открывать отдельное предприятие.
Документы для открытия ломбарда
Для тех, кто желает знать, как открыть ломбард, важно определить, какие документы нужны для этой цели. Поскольку ломбард должен быть зарегистрирован в ИФНС как юридическое лицо, то в первую очередь необходимо подготовить учредительные документы и заявление о регистрации юр. лица по форме Р11001. В число учредительных документов ООО входят:
- устав
- договор об учреждении ООО
- протокол общего собрания
Документы для регистрации юр. лица нужно заверить подписями учредителей, печатью организации и прошить. В некоторых случаях требуется нотариальное заверение копий документов. В ИФНС также необходимо предоставить квитанцию о внесении госпошлины за регистрационную процедуру суммой 4 000 рублей.
В день получения из налоговой службы такого документа, как Свидетельство о гос. регистрации юр. лица, приказом директора нового ООО должно быть назначено специальное должностное лицо (СДЛ), которое будет ответственно за реализацию в организации правил внутреннего контроля (ПВК).
ПВК - свод правил, выполняемых с целью противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), они также должны быть утверждены управляющим органом ООО в день открытия ломбарда.
Кроме того, до получения документов из налоговой, либо в день получения директор организации и СДЛ обязаны пройти специальный инструктаж в сфере ПОД/ФТ и получить соответствующие именные свидетельства.
Какие еще нужны документы для открытия ломбарда? В течение 5 дней с того момента, как будет получено Свидетельство из ИФНС, все учредители организации обязаны передать в Центральный банк РФ:
- уведомление о возникновении права распоряжения 10% (или более) голосов, приходящихся на доли в уставном капитале ломбарда
- справку об отсутствии судимости (ее можно получить в местном отделении полиции, срок действия такого документа – 3 месяца, оформляется в среднем за 30 дней)
Кроме того, в территориальный орган ЦБ РФ следует передать информацию о назначении СДЛ. Сделать это необходимо не позже, чем через 3 дня с момента регистрации.
Некоторые бизнесмены интересуются, нужна ли лицензия на ломбардную деятельность. Нет, не нужна. Лицензирование ломбардов было упразднено Постановлением Правительства РФ №766 от 14.12.2006 г. Однако все без исключения ломбарды должны быть поставлены на учет в Росфинмониторинге (РФМ). К сведению, в день получения документов из ИФНС нужно зарегистрироваться в личном кабинете на сайте РФМ portal.fedsfm.ru. Заявку для регистрационной процедуры нужно подавать заблаговременно.
В течение 30 дней с момента открытия ломбард, деятельность которого предусматривает принятие в качестве залога ювелирных изделий, необходимо поставить на учет в территориальном органе Государственной инспекции пробирного надзора.
Кроме документальной составляющей ломбардного бизнеса большое внимание уделяется также организации рабочего процесса, начиная от требований к помещению и заканчивая правилами кредитования и хранения вещей. Поговорим обо все по порядку.
Каким должно быть помещение ломбарда
С позиции законодательства требования к помещению ломбарда состоят в том, чтобы в нем были соблюдены все условия для должного хранения передаваемых в залог вещей. Существует несколько общих правил относительно подготовки объекта для размещения ломбарда:
- нужно обеспечить сохранность, отсутствие вредного воздействия и порчи заложенных вещей;
- необходимо исключить возможность проникновения в помещение для хранения посторонних лиц;
- помещение следует подбирать и оборудовать таким образом, чтобы оно соответствовало нормам СЭС и Госпожнадзора;
- следует обеспечить охрану ломбарда, заключив договор со специализированным предприятием.
С коммерческой точки зрения оптимальным вариантом для размещения ломбарда будет помещение, находящееся в густонаселенном районе либо в месте массового скопления людей. При этом в аренду стоит снимать площади на первых или цокольных этажах зданий с удобным входом.
Для небольшого ломбарда достаточно будет помещения площадью 40-50 кв. м., разделенного на 2 основные зоны: для хранения вещей и для обслуживания клиентов.
Место хранения, назовем его «склад», следует оборудовать стеллажами, полками, сейфом для ювелирных изделий. Для зоны обслуживания потребуется приобрести офисную мебель, орг. технику, компьютер, на который нужно будет установить еще и специальное программное обеспечение. Здесь же можно организовать рабочее место оценщика и оснастить его необходимыми инструментами – весами, реагентами и т. д.
Если относительно помещения и его оснащения в Федеральном законе «О ломбардах» строгих требований нет, то по поводу организации рабочего процесса существует целый ряд определенных правил, о которых основателям стоит узнать заранее.
Правила работы ломбарда
Первое, на что хотелось бы обратить внимание предпринимателей, изучающих, что нужно для открытия ломбарда, это то, что организация обязана страховать все принимаемые в качестве залога вещи на сумму, равную сумме ее оценочной стоимости. Срок страхования приравнивается к периоду нахождения вещи в ломбарде. Следовательно, до того как открыть ссудную кассу, необходимо заключить договор с одной из страховых компаний.
Большое количество правил установлено и непосредственно для кредитования:
- заем можно предоставлять на срок, не превышающий 1 год
- для заключения сделки необходимо составлять договор займа и оформлять залоговый билет, который является бланком строгой отчетности - БСО (заполняется в нескольких экземплярах)
- сумма обязательств клиента состоит из суммы займа и суммы процентов по займу, которые исчисляются исходя из процентной ставки, указанной в договоре
- кроме договора займа необходимо составлять договор хранения вещи в ломбарде и оформлять сохранную квитанцию, которая также является БСО и т. д.
Особые условия предусмотрены и для налогообложения ломбардов.
Система налогообложения ломбарда
Согласно действующему законодательству, организации осуществляющие деятельность ломбардов, не вправе применять льготные налоговые режимы. То есть единственная возможная система налогообложения для таких предприятий – общая. Соответственно, ломбард при регистрации в налоговой инспекции фактически становится плательщиком налога на прибыль организаций (20% от конечных результатов деятельности) и НДС (18%). Однако проценты, полученные ломбардом по договору займа, а также имущество, которое переходит в его собственность при нарушении клиентом условий договора, не признаются доходом, подлежащим налогообложению.
И все же здесь есть один нюанс, на который следует обратить внимание – если ломбард взимает плату за хранение движимого имущества клиентов, например, при просрочке последним погашения обязательств, то такие средства уже попадают под налогообложение НДС. Поэтому важно вести раздельный учет по операциям, которые облагаются и не облагаются налогами. Поговорив об основных организационных моментах, попробуем посчитать, выгодно ли открывать ломбард.
Насколько выгодно содержать ломбард
Прибылью ломбардов по факту является сумма процентов, выплачиваемых заемщиком по договору займа. Следовательно, чем больше будет сумма денежной ссуды, тем больше сможет выручить организация. Процентная ставка, устанавливаемая в ломбардах, обычно варьируется от 0,2% до 2% в день. Возьмем для примера заем в размере 20 000 рублей, выданный сроком на 3 месяца (90 дней) под 0,8%. В этом случае сумма накопленных процентов составит: 20 000 * 90 * 0,8% = 14 400 рублей.
За 3 месяца прибыль ломбарда с одного договора займа составит 14 400 рублей. Таким образом можно произвести расчет, скольких клиентов необходимо принять в день, и на какую сумму выдавать ссуды, чтобы обеспечить покрытие текущих расходов и возврат первоначальных вложений. В среднем выход на безубыточность таких организаций занимает около 6-7 месяцев. Окупаемость вложений достигается за 1-1,5 года в зависимости от масштабов деятельности.
В чем преимущества ломбардной деятельности
Ломбард прочно занимает свое место среди других финансовых организаций, поскольку от заемщика не требуется подтверждение дохода, как в банке. Ссуда выдается сразу же в день обращения (в день предоставления залога), и у клиента нет необходимости ждать длительное время. Именно поэтому большинство физических лиц предпочитает ломбарды банкам. Вопрос эффективности бизнеса и того, насколько он будет выгодным – это скорее вопрос правильного месторасположения точки и грамотной маркетинговой стратегии.
Еще одним выгодным отличием ломбарда от других кредитных организаций можно считать отсутствие финансовых рисков, связанных с возникновением просроченных задолженностей у заемщиков. В случае если оплата не будет поступать в срок, имущество неплательщика перейдет в собственность ломбарда, и последний ничего не потеряет.
Правильно все рассчитав и обеспечив своему бизнесу качественную рекламную поддержку, вы сможете в будущем получить устойчивое к экономическим перипетиям и динамично развивающееся предприятие, которое будет приносить высокий доход во все времена.