Как создать успешный стартап

Понятие «стартап», закрепившееся в словарном обиходе российского бизнес-сообщества, происходит от английского словосочетания «startup» и дословно переводится, как «стартующий». На западе стартапами называют молодые компании, занимающиеся производством и масштабированием новых бизнес-моделей. В чём смысл такой деятельности?

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

Если проект оказывается прибыльным, то компаний, желающих использовать его в качестве идеи для своего бизнеса, оказывается множество. И у стартапера появляется два варианта заработка: продать успешно организованное дело и получить прибыль единовременно или тиражировать свой бизнес по принципу франчайзинга и извлекать из этого прибыль постоянно.

Что такое стартап

Как создаются стартапы

Универсальной модели разработки и внедрения стартапа не существует. Этапы создания, развития и роста зависят от имеющихся условий, объёма и способов финансирования, целей, которые ставит перед собой компания, и её амбиций.

Жизненный цикл любого стартапа проходит несколько этапов от разработки идеи до выхода из проекта.

Сначала появляется идея. Затем проводятся исследования рыночной конъюнктуры, создаются фокус-группы, изучается потребность потенциальных потребителей в новом товаре (услуге, работе, технологии и т. п.). После составляется бизнес-план, ведётся поиск источников финансирования, готовится база для реализации проекта.

Следующий этап – запуск. Стартап выходит на рынок. Появляются первые клиенты, изучается их отношение к продукту и пожелания по поводу его основных характеристик. Осуществляется отработка бизнес-процессов в реальных условиях.

Затем следует масштабирование. Идея стартапа развивается, продукт популяризируется, увеличиваются объёмы его производства и реализации, зарабатывается основная прибыль.

Завершающий этап – это выход из проекта, предполагающий его закрытие или продажу (продажу самой компании либо франшизы). Оценивается эффективность стартапа, определяется отношение вложенных средств к достигнутым результатам.

Модель развития потребителей

Одной из самых популярных и эффективных моделей разработки стартапа считается концепция развития потребителей, предложенная Стивом Бланком, известным американским предпринимателем, создателем восьми успешных проектов. Эта модель основывается на понимании потребностей клиентов. Её сильными сторонами являются точность и гибкость. Она объединяет все виды деятельности, связанные на начальном этапе работы предприятия с потребителями, в четыре этапа:

Этап 1. Выявление потребителей
На этой стадии предпринимателю следует выяснить, кто является его будущим клиентом, и насколько важен для него новый продукт. В течение этого этапа изучаются актуальные проблемы потребителей, определяется первое видение продукта, и выясняется, есть ли рынок для его продвижения
Этап 2. Верификация потребителей
Когда предприниматель нашёл свою нишу и рынок, который положительно реагирует на предлагаемый продукт, разрабатывается стратегия продаж (составляется план ценообразования, определяются каналы распространения, проверяются возможности сбыта)
Этап 3. Привлечение потребителей
Расширение клиентской базы путём активного инвестирования в маркетинг. Бланк считает, что у стартапа есть несколько путей реализации: выход на существующий рынок, строго очерченный конкурентами, создание нового рынка и сегментирование (создание нового сегмента) имеющегося рынка. Все эти стратегии нуждаются в разных маркетинговых программах
Этап 4. Выстраивание компании
Постепенный процесс формирования традиционных структурных подразделений предприятия, организация бизнес-процессов, ориентированных на выполнение его миссии

Эти этапы плавно сменяют друг друга и поддерживают проект в течение всей деятельности по разработке и внедрению нового продукта.

Модель развития потребителей Стива Бланка

Как отмечает Бланк в своей книге «Четыре шага к озарению», стартап не может и не должен быть ориентирован на массового потребителя. Создать продукт, который сразу будет обладать всеми характеристиками, необходимыми широкой аудитории, очень сложно, на это уходят годы.

Первый продукт стартапа должен быть направлен на небольшую группу потребителей, отклики которой помогут предпринимателю понять, какие изменения следует внести в проект в дальнейшем.

Ключевую роль в разработке идеи играют именно эти первые потребители, так называемые пионеры, которые готовы рискнуть своими деньгами и купить новый продукт, увидев в нём возможность решения насущной проблемы.

Кто такой стартапер

У проекта всегда есть инициатор – это генератор идей для создания бизнеса, изобретатель, человек, обладающий гибким умом, креативным мышлением, не боящийся идти на риск. Это и есть стартапер. Им может стать любой человек, независимо от пола, возраста, национальности и образа жизни. Что для этого нужно сделать? На этот счёт есть несколько рекомендаций:

  • Нужно «жить в будущем», использовать то, чего вчера ещё не существовало, следить за последними разработками в сфере технологий и продумывать сопутствующие сервисы и услуги
  • Желательно стать экспертом в той области, которая представляет интерес и имеет высокий потенциал развития в будущем (научиться разрабатывать мобильные приложения, верстать сайты, собирать фермы для майнинга и т. п.)
  • Необходимо постоянно быть в курсе наиболее острых проблем потребителей (наблюдать за тем, где и по какой причине люди теряют деньги, из-за чего они страдают, что причиняет им неудобства) и продумывать решения, которые помогут им избавиться от этих проблем полностью или частично

Разработка и реализация бизнес-идеи для начинающих с нуля требует больших усилий. Конечно, прибыльные проекты не создаются в одиночку. Важное условие успеха стартапера – наличие сплочённой команды специалистов, каждый из которых будет выполнять определённые задачи и способствовать достижению поставленных целей.

Финансирование проектов

Создание стартапа, как правило, сопряжено с высокими расходами. Деньги требуются на проведение исследований, разработку продукта, оплату труда работников, маркетинговые мероприятия и т. д. Самый распространённый способ финансирования новых рисковых проектов – это привлечение венчурных инвестиций – прямых частных инвестиций с доходностью выше среднего уровня, рассчитанных на получение доли во владении предприятия.

Венчурное финансирование обычно происходит в несколько этапов. На каждом этапе компания привлекает тот объём средств, который требуется для поддержания роста и достижения следующего этапа развития.

На первоначальном этапе инвестируют в стартап чаще всего друзья, члены семьи, знакомые и близкие люди создателя. Это так называемые посевные инвестиции. Их используют для составления бизнес-плана и разработки прототипа (версии) нового продукта.

Следующий этап развития компании финансируется за счёт средств частных «ангельских» инвесторов – капиталистов, заинтересованных в получении доли. Такие бизнес-ангелы, как правило, не только выделяют средства, но и пользуются правом принимать участие в совете директоров и отклонять невыгодные, на их взгляд, решения. На этой стадии компания получает возможность доработать свой продукт, выйти на рынок и привлечь первых покупателей.

Бизнес-ангел

Найти бизнес-ангелов можно на крупных мероприятиях, посвящённых предпринимательству, бизнес-конференциях, открытых лекциях в университетах. Кроме того, существуют официальные объединения таких инвесторов: НАБА (национальная ассоциация бизнес-ангелов), СОБА (Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов), всевозможные бизнес-инкубаторы, открытые онлайн-площадки для поиска и т. д.

Размер «ангельской» инвестиции в России может составлять от 25 000 до 100 000 долларов США, при этом инвестор может запросить долю от 10 до 50% в капитале компании.

Успешно пройдя предыдущие этапы, компания с уже работоспособным продуктом, сформированной структурой и базой клиентов может привлекать средства венчурных фондов и продолжать своё развитие, масштабировать бизнес.

В российском венчурном финансировании важную роль играет государство. Министерством экономического развития ещё в 2005 году была разработана программа поддержки предпринимателей, осуществляющих деятельность в научно-технической сфере.

В рамках программы создано около двадцати региональных фондов, объединённых в Российскую венчурную компанию (РВК).

Поддержку стартапов также осуществляют: Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, центры инноваций «Сколково» и «Иннополис», Фонд развития интернет-инициатив и т. д.

Примеры успешных идей для проекта

Внимание российских фондов, оказывающих поддержку стартапам, сосредоточено главным образом на проектах из области информационных технологий. Это обусловлено особенностями интернет-бизнеса: большим охватом целевой аудитории, менее затратной инфраструктурой и, соответственно, быстрой окупаемостью вложений.

Далее будут рассмотрены примеры идей в инновационной сфере, которые легли в основу реальных проектов, и были успешно реализованы в течение прошлых пяти лет.

FscoreLab

Стартап FscoreLab – это разработка российских предпринимателей, ориентированная на кредитный рынок, в частности, на микрофинансовые организации и частных кредиторов. Компания выпустила программу для оценки кредитоспособности клиентов, предусматривающую нейросетевой анализ фотографии.

Сервис взаимодействует с сетью, обученной на сотнях тысяч реальных примеров по выплате кредитов, взятых из баз данных Бюро кредитных историй. Программа исследовала фото заёмщиков с просроченной задолженностью и без неё и выявила формы и черты лица, характерные для неплательщиков.

С помощью приложения FscoreLab проводится распознавание лица, и внешность потенциального заёмщика сопоставляется с базой данных, в результате чего определяется степень кредитного риска.

CrocoDie

Интересная идея была использована для проекта CrocoDie, суть которого состоит в предупреждении автомобилистов о работающих по близости эвакуаторах. Мобильное приложение способствует предотвращению забора неправильно припаркованного транспортного средства на штрафную стоянку, отправляя его владельцу соответствующее сообщение.

Информацию о координатах эвакуаторов отправляют в приложение другие пользователи, при этом имея возможность заработать.

Викиум

Российский стартап 2014 года, собравший множество наград за время своего существования. Это онлайн-сервис для повышения производительности мозга и навыков образования. На сегодняшний день его используют уже более пяти миллионов человек.

Программа предполагает прохождение вводного тестирования, ежедневные тренировки и отслеживание прогресса. Она универсальна: подходит для пользователей любого возраста, начиная от детского и заканчивая пожилым.

Викиум основан на методиках отечественных и зарубежных нейропсихологов, доказавших свою эффективность.

Заключение

Предприниматель, который не использует в своей деятельности готовые идеи, а стремится к созданию новых бизнес-проектов, сравним с учёным, познающим новые законы природы. И подход у него должен быть аналогичным. Научный подход, проведение комплекса исследований, экспериментов и проверок, а также первоначальная ориентация на узкие группы потребителей лежат в основе успешного перспективного стартапа.

Информация была полезна?
25 оценок, среднее: 4.5 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie