Рынок маркетплейсов в России: анализ поведения потребителей и покупок

Все больше людей предпочитают делать покупки в сети. Чаще всего занимаются онлайн-шопингом женщины, а наиболее популярными товарами для покупки стали одежда и обувь.

Софья Галлямова
Софья Галлямова
Эксперт ВЗО по банковским продуктам

Маркетплейс Яндекс Маркет и компания GfK провели исследование, которое показало, что количество любителей онлайн-шопинга в 2022 году достигло 58% от числа всех жителей страны в возрасте 16-55 лет.

Несмотря на то, что многие международные торговые площадки и интернет-магазины прекратили свою работу, количество людей, которые предпочитают делать покупки в сети, выросло на 6% по сравнению с 2021 годом. Число покупателей онлайн значительно увеличилось, их стало даже больше, чем в годы пандемии. За первые два года пандемии количество любителей онлайн-шопинга выросло на 10%.

Больше всего заниматься онлайн-шопингом любят женщины, их число выросло на 8% и достигло 65%. Доля мужчин значительно меньше, всего 51%. Количество молодежи (16-24 года) увеличилось на 15%. В прошлом году около 70% молодых людей не менее двух раз купили что-либо в сети.

Чаще всего покупают онлайн одежду и обувь (65,3%), средства гигиены (64,3%), продукты (55,4%), бытовую химию и товары для дома (55,2%). Меньше всего стали покупать мобильные телефоны, компьютерную и бытовую технику.

Теряется интерес потребителей и к курьерской доставке. С 2016 года доля таких заказов упала с 30% до 13%, люди стали предпочитать самостоятельно забирать товар. В 2022 году доставку курьером выбирали три четверти всех покупателей.

Увеличивается и число покупок с помощью мобильных телефонов. В 2021 году доля заказов, оформленных со смартфона, увеличилась до 59% (против 36%, сделанных с ПК). В 2022 году первый показатель достиг 64%, что было в два раза больше, чем с десктопа — 31%.

Данные ТАСС за 2022 год показали, что крупнейшие маркетплейсы России — Яндекс Маркет, Ozon и Wildberries — увеличили за год число пунктов выдачи на 40%, 23% и 67% соответственно. Самовывоз стал наиболее актуальным и превращается в магазины рядом с домом с большим выбором товаров.

Основными факторами, влияющими на выбор товара онлайн, в первую очередь, стали цена и уровень сервиса. Но из-за большого количества предложений и похожего ассортимента в 2022 году мотивы потребителей, побуждающие к покупкам, изменились. Впервые за пять лет любители онлайн-шопинга стали меньше обращать внимание на цену товара, и больше делать акцент на возможности быстро получить ту или иную вещь (с 25% до 29%).

Артем Соколов, президент АКИТ, считает, что возможность сравнения в моменте цен на разных площадках — важный фактор, который привлекает любителей онлайн-шопинга, при этом цена не всегда играет главную роль при выборе того или иного товара.

Соколов говорит, что покупатель хочет не просто купить определенную вещь, а получить ее к определенному времени. Для многих покупателей скорость доставки — основной фактор при выборе товара. Но могут влиять и другие критерии: возможность примерить понравившуюся вещь и вернуть ее, скорость ответа техподдержки и функционал торговой площадки. У сайта магазина должен быть интуитивно понятный интерфейс, чтобы можно было легко настроить фильтры и найти нужный товар.

Большая часть онлайн-покупок производится потребителями в приложении мобильных телефонов и только около 20% в интернет-магазине.

Константин Анкилов, генеральный директор «ТМТ Консалтинг», считает, что в связи с текущей ситуацией на потребительском рынке большей популярностью стали пользоваться маркетплейсы и крупные интернет-магазины.

Анкилов поясняет, что чаще всего потребители онлайн-шопинга делают покупки через мобильные приложения. Пользователи не будут скачивать приложения всех магазинов подряд, а выберут несколько самых популярных. Поэтому, чтобы продавцам получить своего клиента, им проще всего зарегистрироваться на крупных торговых площадках.

Все больше российских компаний создают мобильные приложения, которые позволяют быстро найти, купить и оплатить необходимый товар. Стоимость этих программных продуктов довольно высока, поэтому их могут себе позволить только крупные компании и корпорации.

Наиболее перспективное направление в развитии мобильных приложений — голосовые ассистенты, благодаря которым можно делать покупки за несколько кликов. Обучение нейросетей, на базе которых работают такие ассистенты, — дорогой и сложный процесс, который недоступен для маленьких и средних компаний.

Источник: RG.RU

Информация была полезна?
12 оценок, среднее: 4.7 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie