THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Банки оценили уровень неплатежей россиян

Вита Жизневских
Вита Жизневских
Эксперт ВЗО по займам и банковским продуктам

Значительная часть россиян, которым было предложено ввиду кризиса и коронавирусной пандемии воспользоваться правом на кредитные каникулы, должны уже гасить долги по старым правилам и графику. Но не у всех это получается.

Журналистам РБК удалось узнать, что отсрочки закончились у 50-80 % заемщиков, но финансовой дисциплины им всем достичь не удалось. Часть должников оказалась неплатежеспособной. Газпромбанк утверждает, что среди его клиентов неплатежеспособных всего 10 %.

В «Уралсибе» таких должников 20 %. Но местное руководство утверждает, что не у всех должников закончился льготный период. С каникул вышли только 27 % из тех, кто воспользовался данной возможностью.

Доля пропусков первого платежа после выхода с кредитных каникул не превышает 25 %. Число неплатежеспособных должников варьируется в зависимости от программы, которую они выбрали. Так считают в банке «Дом.РФ».

В Райффайзенбанке утверждают, что у «пандемийных» должников хорошая платежеспособность. Якобы менее 5 % клиентов этого банка не допускают просрочек платежей по займам по окончании действия льготного периода. 

В ПСБ заявили, что кредитные каникулы закончились у 60 % заявителей. Большинство из них вернулись в график платежей. Точных цифр пока нет, статистика будет предоставлена позже. 

Представители Почта Банка уверяют, что значительная часть их клиентов не смогла справиться с трудностями, и существенная часть договоров перешла в разряд просроченных. Всего банк провел реструктуризацию для 150 тысяч клиентов.

В банке «Зенит» заявили, что доля кредитов, вышедших на просрочку после периода каникул, примерно в два раза выше, чем выход на просрочку по стандартному портфелю. Аналогичная оценка была дана правлением ВТБ. Здесь также доля неоплат по «каникулярам» в два раза выше, чем по стандартному сгенерированному неканикулярному портфелю. 

В Сбербанке сообщили, что лишь 5 % их клиентов уже вышли с кредитных каникул. Оценить успешность завершения каникул это учреждение пока не успело, как и Росбанк. Здесь сроки льготных программ истекли лишь у малой доли клиентов. 

Послабления для заемщиков банка в виде кредитных каникул стали рекомендацией Центрального банка России, которой воспользовались многие финансовые учреждения. Центральный банк предложил создавать программы по реструктуризации задолженностей и предлагать их заемщикам.

Был в срочном порядке принят закон о государственных кредитных каникулах. Он давал возможность сдвинуть платежи по обязательствам на срок до шести месяцев. На отсрочку могли рассчитывать граждане, которые попали в трудную финансовую ситуацию. Те, кто вышел на больничный, потерял работу или доход в размере более 30 %, могли рассчитывать на поддержку. 

Центральный банк России утверждает, что за реструктуризацией кредитов с начала кризиса обратились чуть менее 3 миллионов человек. Банки предоставили отсрочки по 1,79 миллиона кредитов. Организации аннулировали отсрочки по кредитам для 33 тысяч россиян, так как они не смогли подтвердить, что потеряли значительную часть дохода. 

Часть клиентов так и не смогли вернуться к первоначальным условиям погашения кредитов. Динамика доходов населения пока не улучшается. В Национальном рейтинговом агентстве полагают, что те заемщики, которые считаются неплатежеспособными, скорее всего, работают в тех сегментах экономики, больше остальных пострадавших из-за коронавирусной пандемии. 

В ОНФ «За права заемщиков» полагают, что до 18 % взявших каникулы должников нуждаются в продлении льготного периода. Для многих россиян условия выхода с каникул оказались непосильными. Жалобы касаются того, что при окончании льготного периода по государственным программам ежемесячная сумма для погашения стала больше, чем была ранее. В банках не рассказывают, почему так произошло и на каком основании увеличились платежи по займам. ОНФ «За права заемщиков» получают жалобы, что сотрудники банков не предоставляют новые графики платежей и угрожают аннулированием льготного периода или досрочным расторжением договора с требованием выплаты всей суммы единовременно. 

Банк России в сентябре давал рекомендации финансовым учреждениям, чтобы те продлевали кредитные каникулы для добросовестных заемщиков, предлагали им отсрочки уже по собственным программам. Что интересно, пока малая доля клиентов обратилась за повторными отсрочками. Например, в банке «Дом.РФ» таких вовсе нет, а в ВТБ их лишь 9 %. 

Для того, чтобы иметь право на продление льготного периода, нужно доказать, что имела место повторная потеря дохода. После окончания первой фазы пандемии доля таких клиентов незначительна. Не всем удалось полностью восстановить платежеспособность, но банки не могут всем клиентам предложить полную отсрочку по ежемесячному платежу. 

За кредитными каникулами обращались в основном ответственные люди, которые беспокоились о своей платежеспособности на пике пандемии. Так считают в банке «Хоум Кредит». В этом учреждении заметили, что «пандемийные» должники лучше возвращаются к обычному графику платежей по займам, чем те, кто обращался за реструктуризацией до того, как в стране случился кризис. 

В группе рейтингов финансовых институтов АКРА считают, что пока рано говорить о стабилизации выплат по кредитам. Есть все основания полагать, что будет ужесточение карантинных мер, что повлияет на платежеспособность граждан. Опросы показали, что если снова будет введен режим самоизоляции, некоторая часть предпринимателей с концами покинет рынок. Тогда у банков будут проблемы и с обычными заемщиками, а не только с теми, кто смог получить кредитные каникулы. 

Информация была полезна?
11 оценок, среднее: 4.5 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie