Госбанки собираются модернизировать российский общественный транспорт

Данил Шкробов
Данил Шкробов
Эксперт ВсеЗаймыОнлайн по банковским продуктам

Сбербанк и ВТБ требуют допуска к программе модернизации общественного транспорта. Свои аргументы они изложили в письме к премьеру Михаилу Мишустину.

Два крупнейших госбанка объединили усилия для того, чтобы стать участниками программы модернизации пассажирского транспорта в российских городах. Программа разработана госкорпорацией ВЭБ.РФ и Министерством транспорта и коммуникацией. Участники уже определены. Это ВЭБ и Государственная транспортная лизинговая компания. Представители Сбербанка и ВТБ считают такое решение несправедливым. Оно якобы создает ограничения конкуренции на лизинговом рынке общественного транспорта. 

Государственные банки рассчитывают не только стать участниками программы модернизации, но и получить доступ к дешевому фондированию собственных лизинговых компаний. Так утверждают журналисты Коммерсанта. Для этого конкурирующие банковские учреждения решили объединить свои усилия. 

Государственные банки написали совместное письмо, с которым уже ознакамливается профильный департамент. Было решено обращаться напрямую к премьер-министру России Михаилу Мишустину. Представители финансовых учреждений полагают, что чиновник должен им помочь с допуском к участию в программе. 

Выбор в пользу Мишустина сделан не случайно. Банки уже пытались стать участниками программы, уведомив при этом разработчиков проекта, но результата это не принесло. В итоге жалоба была направлена чиновнику от лица руководителей ВТБ и Сбербанка.

Весной текущего года был подготовлен проект программы силами Министерства транспорта и коммуникаций и ВЭБ. Пока параметры комплексной модернизации общественного транспорта неизвестны, но ранее со стороны председателя ВЭБ поступило сообщение, что в рамках программы может быть приобретен автопарк за 70 миллиардов рублей. При этом в июне стартовало финансирование сделок на территории регионов со стороны ВЭБ и Государственной транспортной лизинговой компании.

Новая модель финансирования общественного транспорта нашла не только положительные, но и негативные отзывы. Есть некоторые предпосылки для того, чтобы на рынке лизинга общественного транспорта появились ограничения.

Руководители госбанков настаивают на том, что неправильно оказывать поддержку только ВЭБ и Государственной транспортной лизинговой компании. Эти учреждения, не участвуя в каких-либо конкурсах, стали так называемыми «гарантирующими лизингодателями». Теперь у них есть возможность получать из бюджета денежные средства в виде взносов в уставный капитал для последующего предоставления лизинговых услуг по выгодным ставкам. О здоровой конкуренции при таком положении вещей речи не идет. 

Михаила Мишустина призывают обеспечить возможность участия дочерних лизинговых компаний в дальнейшем обсуждении программы модернизации общественного транспорта страны, а также сделать более прозрачными меры государственной поддержки для компаний, предлагающих услуги лизинга. 

Интересы Сбербанка и ВТБ вполне понятны. Они уже работают на территории Москвы и Санкт-Петербурга в области лизинга трамваем и троллейбусов. Участие в национальном проекте несет собой не только выгоду, но и минимальные риски. Он более, чем интересен для банковских организаций. Если план Сбербанка и ВТБ реализуется, они смогут интегрировать собственные предложения с транспортными картами. 

Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-Аналитики», оценил примерную прибыль для госбанков от участия в проекте. Точную сумму выгоды назвать пока трудно, но речь идет о десятках миллиардов рублей, что мотивирует руководителей учреждений стучаться во всевозможные инстанции во имя получения возможности стать участниками национальной программы. 

По словам Бурмистрова, в данный момент сегмент общественного транспорта, с точки зрения лизинговых компаний, является очень интересным. У лизинга железнодорожных составов и авиации пока кризис. Но эксперт полагает, что на рынок общественного транспорта будет трудно попасть из-за серьезной конкуренции со стороны ВЭБ. У этого учреждения есть доступ к дешевому фондированию, чем не могут похвастаться частные лизинговые компании. 

Пока проект комплексной программы модернизации пассажирского транспорта проходит согласование с органами исполнительной власти федерального значения. Но при этом замечания со стороны государственных банков будут рассмотрены позже, когда проект будет находиться на стадии доработки. В Министерстве транспорта и коммуникаций не собираются ограничивать участие госбанков и прочих финансовых организаций в реализации национальной программы. 

Информация была полезна?
11 оценок, среднее: 4.6 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie