THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Экономическую премию имени Нобеля разделили трое экономистов

Исследователи банковских набегов получили в 2022 году экономическую премию имени Нобеля. Награду разделили трое экономистов: Бен Бернанке, Филип Дибвиг, Дуглас Даймонд. Темой их работ стали банки и их роль в стимулировании экономической активности.

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

В процессе исследования было изучено влияние массового изъятия вкладов на длительность и характер финансовых кризисов в стране. Например, модель Даймонда-Дибвига показывает, как влияет посредничество банков на стоимость перевода в инвестиции всех сбережений. Также экономисты рассмотрели уязвимость финансовых учреждений перед паникой населения и массовым снятием вкладов.

Бен Бернанке был председателем ФРС с 2006 по 2014 годы. В этот период экономист смог применить на практике все свои теоретические наработки.

В начале 1980-х годов трое лауреатов совместно заложили научную основу для современных исследований по вопросам функционирования финансовых учреждений и механизмов, которые можно использовать для улучшения стабильности банковской системы.

Результатом трудов экономистов стало повышение роли банковского регулирования в период преодоления кризиса или предотвращения коллапса банковской системы. В ранних работах исследователи отталкивались от простых вопросов:

  • Необходимость финансовых учреждений в стране, независимо от возможности их серьезного негативного влияния на экономику
  • Влияние поведения вкладчиков на устойчивость банковской системы
  • Причины банковских кризисов и их возможной длительности

Бен Бернанке получил мировое признание за статью, опубликованную в 1983 году. В материале была проанализирована Великая депрессия. Прежде всего экономиста интересовали причины того, что кризис продлился так долго. До того, как Бернанке провел исследование, считалось, что банковский кризис — это следствие спада экономики, а не причина.

Эксперт пришел к выводу, что на фоне массового изъятия денег гражданами со счетов банков система теряет способность направлять капитал на инвестиции. В итоге депозиты инвестируют в активы, которые можно продать в кратчайшие сроки.

Если вкладчики хотят забрать свои деньги из учреждений, то доступ предприятий к финансам ограничится. Бернанке наглядно показал, что экономика не начинает восстанавливаться до тех пор, пока государство не принимает меры по предотвращению паники среди населения и массового снятия вкладов.

Возможное решение проблемы было представлено Дугласом Даймондом и Филипом Дибвигом. Они совместно разработали теоретическую модель, которая объясняет, как финансовые учреждения создают ликвидность для вкладчиков. За счет этого заемщики могут получить доступ к долгосрочному финансированию.

Модель Даймонда-Дибвига предусматривает домохозяйства, которые экономят доходы и при необходимости хотят снимать деньги. Также в ней есть инвестпроекты, которые нуждаются в финансировании. Напрямую инвестировать в проекты без посредничества банков домохозяйства могут. Однако в этом случае они сталкиваются с дилеммой: проекты приносят прибыль лишь в долгосрочной перспективе, а при досрочном закрытии предусматривают низкий доход.

Модель Даймонда-Дибвига объясняет снижение стоимости перевода сбережений в инвестиции за счет посредничества банков. Это позволяет финансировать большее количество инвестпроектов.

При одномоментном закрытии нескольких банков стоимость кредитного посредничества увеличивается настолько, что функционировать перестает большая часть экономики государства.

В комитете отмечают, что теоретические наработки лауреатов премии имени Нобеля о роли банков и их уязвимости стали основой современного банковского регулирования. После кризиса 2008 года международное финансовое регулирование повысило требования к капиталу. Это касается контрциклических надбавок к капиталу и «абсолютных» ограничений на банковский леверидж (соотношение между собственным капиталом и заемным).

Мировой финансовый кризис стал причиной для введения новых требований к ликвидности. При этом Бернанке на посту главы ФРС уже применял наработки на практике во время кризиса. В статье в 2018 году он привел доказательства разного влияния на серьезность Великой рецессии различных финансовых каналов.

В частности, Бернанке рассмотрел относительную важность двух разных механизмов:

  • Паники среди граждан на фоне утраты доверия к финансовым учреждениям. Это провоцирует сокращение предложения кредита
  • Ухудшение состояния балансов домохозяйств. Это провоцирует снижение расходов, сокращение доли заемных средств

Эмпирический анализ экономиста показывает, что два фактора паники имеют больше объяснительной силы для ухудшения реальной деятельности по сравнению с факторами баланса. Фактически Бернанке заключает, что финансовая паника среди населения была главной движущей силой экономического спада.

Источник: Коммерсантъ

Информация была полезна?
14 оценок, среднее: 4.7 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie