Минэкономразвития: инфляция в России замедлилась
Темпы роста инфляции замедлились до 5,99% по сравнению с 2022 годом. Об этом сообщили в Минэкономразвития (МЭР) 22 марта. По данным НСН, неделей ранее такой же показатель составлял 7,65%.
Статистика по инфляции
6 марта 2023 года рост цен в годовом выражении составлял 9,43%: впервые за год показатель опустился ниже 10%.
Уже с 14 по 20 марта 2023 года инфляция составила 0,10%, что привело к корректировке годовой динамики до 5,99%. По данным Росстата, неделей ранее этот показатель находился на уровне 7,65%.
Увеличение стоимости товаров и услуг за неделю с 14 по 20 марта эксперты МЭР связывают с ростом цен на:
- Некоторые продукты питания — на 0,03%
- Бытовую технику и электроприборы — на 0,09%
- Отечественные легковые автомобили
- Сферу услуг — 0,35% из-за удорожания авиабилетов на внутренние рейсы
Потребительские настроения
По данным опроса Росстата за февраль, индекс потребительской уверенности (ИПУ) увеличился за квартал на 5%, до минус 18%. Для сравнения, в мае — июне 2022 года этот индекс составлял минус 31%. Это также свидетельствует о том, что граждане скорее склонны тратить, чем копить.
Наибольшую потребительскую активность в первом квартале 2023 года проявляет молодежь от 16 до 29 лет. ИПУ по ним увеличился на 10 процентных пунктов до минус 13%. Эксперты связывают такую статистику с рекордно низкой безработицей на фоне роста спроса на трудовые ресурсы.
Данные Сбериндекса и панели Ромир также свидетельствуют о росте потребительского спроса в феврале — марте 2023 года. Сбер зафиксировал увеличение трат держателей банковских карт на 6,8% в годовом выражении с 13 по 19 марта против 2,7% на предыдущей неделе. По данным Ромира, рост расходов населения составил 5,8%.
Что дальше
Россияне постепенно переходят от сберегательной модели поведения к потреблению. В Коммерсанте отметили, что потребительский бум связан с ожиданием резкого скачка цен. По данным издательства, граждане в ситуации неопределенности предпочитают тратить средства «здесь и сейчас», то есть весной и летом 2023 года.
По данным Коммерсанта, всплеск покупательской активности связан с несколькими факторами:
- Возрастающим кадровым дефицитом
- Замедлением роста заработных плат и пенсий в конце 2022 года
- Выплатами пособий для малообеспеченных семей с детьми
- Резким сокращением сбережений граждан январе
- Увеличением динамики кредитования в феврале
- Ослаблением рубля в первом квартале 2023 года
В итоге граждане стали активно скупать автомобили и путевки, что привело к росту цен непродовольственных товаров и услуг.
Но, в отличие от аналитиков Росстата, в Центробанке отмечают всевозрастающую склонность респондентов к сбережению. Сохранить деньги в марте предпочли 57,3% респондентов, что на 1,4% больше, чем в феврале. Это — абсолютный максимум с марта 2021 года. Причем 36% опрошенных предпочитают хранить наличные.
В обзоре регулятора представлены аргументы за и против предположения о переломе покупательских настроений. По данным Коммерсанта, о неустойчивости спроса на фоне проинфляционного давления говорят и в ритейле.
Источник: Известия