Рекомендовано для вас
Кому дороже обойдутся санкции — России или их инициаторам
Санкции, введенные в отношении России со стороны стран Запада повлекут убытки не только для экономики нашей страны, но и для тех, кто их ввел. Государства Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы уже ощутили их на себе.
Потеря рынка России
Опыт 2014 года говорит о том, что антироссийские санкции так же негативно скажутся на государствах, которые их выдвинули. Например, компании США и стран Евросоюза на фоне снижения экспортных поставок в Россию уже понесли потери.
Виктория Акбердина, член-корреспондент РАН, отметила, что в 2014 году совокупные потери экспорта на рынке оборудования и машин для США, Франции и Германии составили 8 млрд долларов США, на транспортном рынке — примерно 7 млрд долларов США и еще 3 млрд долларов — на рынке химической продукции. Это особенно отразилось на предприятиях Германии.
Доля ВВП России от общемирового по результатам 2021 года составила всего 2%, а доля в мировой торговле — 2,8%. Если приостановить российский экспорт и импорт, за исключением нефтегазовой отрасли, то на экономику мира это не сильно повлияет. Однако для некоторых стран, активно взаимодействующих с нашей страной, могут быть негативные последствия, например, для стран ЕС.
Доля товарооборота США, Японии, Кореи, Тайваня и Австралии с Россией невысокая, поэтому для них эффект от санкций будет не так ощутим.
Наша страна в рейтинге крупнейших импортеров из стран Евросоюза занимает пятую позицию. Первые четыре строчки принадлежат США, Великобритании, Китаю и Швейцарии. В рейтинге экспортеров Россия на третьей позиции, перед ней идут Китай и США. Прекращение данного взаимодействия не может не отразиться на экономиках стран Европы.
Некоторые эксперты уверены, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона, присоединившиеся к санкционным мерам в отношении России, уже ощутили повышение цен на энергоносители. В первую очередь страдают простые граждане. Сокращение экспорта высокотехнологичной продукции приведет к потере значимого для них российского рынка.
Сейчас производители из Японии и Кореи приостановили поставки полупроводников и иных комплектующих в нашу страну. В итоге встает вопрос о дальнейшей работе заводов Mazda, Mitsubishi и Hyundai, Nissan, Toyota и их дальнейшего пребывания на российском рынке.
Производители указанных стран продавали авто по выгодным для граждан России ценам. Доля японских автомобилей от общего количества машин на рынке составляла около 23%, а корейских — 12%. В случае приостановки их сборочных производств в нашей стране освободится значительная ниша для российского и китайского транспорта.
Закрытие неба
Также ввод ограничений на лизинг авиатехники обеспечивает значительные сложности для европейских лизингодателей, поскольку им необходимо возвратить не одну сотню самолетов из России с учетом условий запрета на перелеты, а также найти для них соответствующее применение.
Ввод санкций по закрытию воздушного пространства обусловил аналогичный ответ со стороны России. В итоге существенно пострадают перевозчики стран ЕС, поскольку для них возрастает стоимость и продолжительность маршрутов. Туристический рынок также понесет убытки от этого, поскольку Европа является одним из наиболее популярных направлений для российских туристов.
Сильно пострадает и автомобильная промышленность стран Европы. По сведениям Ассоциации европейского бизнеса, в нашей стране продажи автомобилей Volkswagen составили 197 972 единицы в 2021 году. Компания не только ввозит авто в Россию, но и занимается здесь их сборкой и экспортом в другие страны. Наша страна может дать ответный запрет на поставки экспорта данной продукции.
Себе дороже
2 марта цена на газ на бирже подскочила на 59%, установив новый рекорд. Если российский экспорт будет приостановлен, то она станет еще выше. В европейских странах обсуждается возможность перехода на уголь, но главными поставщиками являются Россия и Украина.
Сейчас многие производители объявили о прекращении поставок в Россию. Для некоторых производителей это повлечет значительные убытки. Заморозка финансовых потоков и их ограничения не могут не отразиться на бизнесе. Обработка платежей, связанных с Россией, существенно усложнилась. Поиск альтернативных путей займет время и обойдется дороже, считает Наталья Волкова, профессор Российской экономической школы.
Авиация и космос
Введение запрета на ввоз в Россию высокотехнологичной продукции является существенной угрозой для авиационной и космической промышленности нашей страны. Надежного внешнеторгового партнера в данном сегменте невозможно найти.
Речь идет о продукции военного назначения («скрытый раздел»), а также гражданской и военной авиации.
В 2020 году объем импорта по данному направлению составил 9,06 млрд долларов США. При этом 45% пришлось на США, 9% — на Германию и 23% — на Францию. Еще 4% ввозится из стран Евросоюза.
Доля стран, отказавшихся поддерживать санкции и не присоединившихся к ним в отношении высокотехнологичных технологий, достигает 20%. Среди них:
- Иран — 9%
- Сербия — 3%
- Казахстан — 2%
- Китай и Бразилия — по 1%
Сейчас существует два варианта решения сложившейся ситуации: развивать российскую авиационную и космическую индустрию или ждать снятия ограничений США и странами ЕС.
Первый вариант более привлекательный, но его реализация займет время. Опыт 2014 года указывает на рациональность выбора второго варианта. После ограничений динамика импорта «скрытого раздела» выглядела следующим образом:
- США: в 2015 году импорт снизился в 2 раза за год, в 2020 году — увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2015 годом
- Франция: в 2015 году — снизился в 6 раз, в 2016 году — увеличился в 9 раз, в 2020 году — увеличился на 40% по сравнению с досанкционным уровнем
Это свидетельствует о том, что США и странам Евросоюза не выгодно прекращать экспортные поставки в Россию.
Оставить комментарий
Отмена