Причины привлечения судом руководства обанкротившихся предприятий
Советник юридической фирмы Saveliev, Batanov & Partners Юлия Михальчук в своем интервью газете Коммерсантъ объяснила причины участившегося привлечения директоров организаций-банкротов к субсидиарной ответственности. А также сказала о том, как избежать ошибок на судебном процессе и снизить риск в предъявлении иска руководителю.
Руководители предприятий-банкротов привлекаются к субсидиарной ответственности гораздо чаще, чем собственники бизнеса. В этой сфере сложилась определенная иерархия. Сначала наказывают директора, так как именно он подписывал контракт и выполнял основные действия. Затем наступает очередь единоличных владельцев или акционеров, имеющих контрольный пакет акций. Далее следуют все остальные собственники, в том числе скрытые бенефициары. Их сложнее всего выявить и доказать вину в несостоятельности компаний. Чаще всего таких владельцев удается привлечь к суду только, когда они сами проявляют себя. Например, чересчур демонстрируют свой статус хозяина или прослеживается получение ими очевидной выгоды от предприятия.
Достаточно часто при банкротстве банка привлекаются члены совета директоров и правления. Также ответчиком может выступать главный бухгалтер, финансовый директор, юрист и просто представитель, имеющий доверенность на совершение определенных действий. Официально к субсидиарной ответственности можно привлечь даже тех граждан, которые не имеют видимой юридической связи с должником. Аффилированность таких бенефициаров доказывается особенно тщательно. Речь идет о наличии родственных связей и личных отношений, либо заключение сделок между сторонами по условиям, отличающимся от рыночных. Даже в случае, если не удалось установить аффилированность выгодоприобретателя, он может быть привлечен к ответственности, если обнаружена полученная им выгода. То есть, факт продажи актива по заниженной в 2-3 раза цене напрямую говорит о цели причинить ущерб кредиторам и о связи с банкротом.
Действиями директора, выходящими за пределы делового риска, можно назвать принятие решений без предварительной оценки контрагента или актива. Например, отсутствие проверки судебной истории по новому контрагенту, что может привести к банкротству вслед за такой компанией. Или же налоговая служба может выписать штраф, посчитав подрядчика фирмой-однодневкой. Но большинство судебных исков основаны на заключении сделок с организацией на условиях, сильно отличающихся от рыночных.
Оспаривание подобных контрактов не является выходом из положения, так как не гарантирует возврата имущества должнику. Актив может быть перепродан несколько раз, и в итоге попасть в руки честного владельца, который не согласится его возвращать. Не сложно произвести взыскание средств, значительно сложнее их реально вернуть. Особенно, если имущество обанкротившегося предприятия было приобретено и вывезено за рубеж, в офшорную зону, вернуть его крайне проблематично. Это зачастую является серьезным препятствием для кредиторов, если только стоимость активов исчисляется в миллионах или миллиардах.
Также особый интерес вызывают предприятия, которые кредитуются, но в итоге прогорают, потому что произошел экономический кризис, бизнес “не зашел”, подняли ставку по кредиту. Банкротство ставится в вину директору, который не смог учесть все возможные риски. Другой пример – работа с зарубежным контрагентам, когда расчеты ведутся в валюте. При резких изменениях валютного курса организация будет ощущать недостаток средств в рублях. Суд может расценить подобные действия руководства, как опасные для благополучия бизнеса, так как директор не смог правильно оценить риск своих действий.
Судья не верит в добросовестность руководителя из-за разных факторов. Поэтому, чтобы защитить директора, необходимо произвести полный анализ каждой сделки и доказать, что банкротство состоялось не по этой причине. Лучше всего привлекать экспертов, которые смогут адекватно оценить бизнес план или отдельную сделку. Но большинство обанкротившихся организаций прибегают к подобной экспертизе крайне редко. Это объясняется тем, что в России мало таких экспертов, которые смогут правильно определить причину наступления банкротства, учитывая все внешние и внутренние факторы. Также влияет нехватка необходимых документов для проведения анализа и высокая стоимость подобной экспертного заключения. Один такой отчет стоит порядка семизначной суммы.
Юрист предлагает директорам компаний-банкротов воспользоваться следующими советами в целях защиты от претензий кредиторов:
- Хранить копии документов, на которых руководитель поставил свою подпись. Для этого достаточно сделать фотографию и загрузить файлы в облачное пространство. Это касается всей документации, которая содержит коммерческую или иную тайну. Кроме того, в случае приема-передачи дел от предшественника следует оформлять эту процедуру документально. То есть, сделать подробную опись всех документов
- Если при заключении определенной сделки, руководитель осознает свою некомпетентность в данном вопросе, необходимо нанять специалиста. Консультант разъяснит все подробности, исключит ошибки, проверит законность данной сделки
- Делегировать часть полномочий на других сотрудников, то есть дать право подписи руководителям подразделений или заместителям директора. Это может касаться обязанностей в сфере безопасности, финансов и любых других по усмотрению самого руководителя
Отдельно стоит отметить такую проблему, как уплата налогов. Если организация не платит вовремя налоговые сборы, они могут быть взысканы с руководителя. Кроме того он может быть привлечен к уголовной ответственности. Чтобы избежать подобных проблем, достаточно качественно вести бухгалтерию и хранить документы по каждому контрагенту. Это поможет в случае необходимости доказать реальность проводимых операций и отсутствие контактов с однодневными фирмами.