Россияне стали экономить и отказываться от необязательных трат
В конце сентября россияне стали экономить и отказываться от необязательных расходов. Речь идет о развлечениях, услугах такси и других. Цены на продовольственные и непродовольственные товары стали расти.
Экономическое поведение россиян в конце третьего квартала 2022 года изменилось. После объявления частичной мобилизации граждане РФ стали экономить. Это выражается в том, что они отказываются от необязательных трат. Речь идет о развлечениях, услугах такси и других.
Мобилизация в условиях невысокого уровня безработицы создает новые вызовы для производства и сохранения объемов выпуска, особенно в отношении малого и среднего предпринимательства, а также неблагоприятно отражается на потребительской и предпринимательской уверенности. Об этом сообщил Центробанк в своем отчете «О чем говорят тренды».
В конце третьего квартала 2022 года возникли новые вызовы для российской экономики. В течение всего сентября усиливалось инфляционное давление. Цены начали расти на продовольственные (0,4%) и непродовольственные товары (0,9%). Резко ускорился рост стоимости услуг с 1,8% в августе до 11% в сентябре. Это объясняется ростом цен на услуги зарубежного туризма, связи и стоимости полиса ОСАГО. Также повысились цены на плодоовощную продукцию на 0,5%, месяцем ранее снижение цен составило 1,8%, по данным Росстата.
Сокращение спроса потребителей и одновременное уменьшение предложения товаров и услуг может привести как к повышению цен, так и замедлению этого процесса.
Режим экономии в поведении россиян прослеживался также и в первом полугодии текущего года из-за сокращения реальных доходов населения, повышения неопределенности после февральских событий, а также ухудшения потребительских настроений.
В это время россияне выбирали сберегательную модель поведения. Это выражалось в создании накоплений и приобретении более доступных по цене товаров и услуг.
Для 73% россиян невысокие цены являлись ключевым фактором при выборе магазина, по данным итогов опроса Nielsen. По сведениям онлайн-ретейлеров и торговых сетей, выявлена активация популярности скидок и промоакций. Она достигла докризисных уровней: в онлайне — 80% и в офлайн-ретейлерах — 52%.
О сокращении уровня активности потребителей свидетельствуют индексы Тинькофф и Сбера. Они заметно уменьшились по сравнению с показателями 2021 года. Аналитики ЦБ считают, что данная статистика свидетельствует об уменьшении количества посещаемых магазинов, сокращении ассортимента приобретаемой продукции и услуг, а также об усилении концентрации расходов в некоторых категориях.
Источник: ЦБ РФ