THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Последствия ухода с российского рынка fashion-ритейлеров и брендов

В скором времени крупнейшие мировые бренды и платформы для розничной торговли приостановят или полностью прекратят свою работу на территории РФ. Эксперты попытались проанализировать ситуацию и оценить возможные последствия этого для России и самих производителей.

Вита Жизневских
Вита Жизневских
Эксперт ВЗО по займам и банковским продуктам

Шведский производитель Hennes & Mauritz, имеющий огромное количество дочерних компаний, приостановил работу в России. Об этом представители официально заявили 2 марта. Также для обеспечения безопасности сотрудников компания закрыла магазины на территории Украины. Представители бренда сообщили о том, что они следят за ситуацией и призывают стороны к миру.

H&M входит в число крупнейших торговых сетей, реализующих одежду на территории Европы. В начале прошлого года в России работало более 150 брендовых магазинов. Выручка за 2020 год составила 745 млн долларов. С 3 марта торговые точки компании приостановили работу в столице РФ и других городах. Магазины закрыты, объявлений для потребителей нет.

Еще один популярный бренд, прекративший работу в России, — Mango. Испанский производитель одежды объяснил решение трудностями логистики, из-за которых компания не может обеспечить полноценную работу в стране. Об этом представители бренда сообщили на своем официальном сайте.

Присоединился к коллегам британский Marks & Spencer (M&S). Этот известный fashion-ритейлер приостановил поставки в российские магазины, которыми управляет турецкий франчайзи. Представители холдинга ссылаются на предстоящий гуманитарный кризис на фоне политических споров.

Прекратили деятельность в России и другие известные марки, в том числе Nike, Boohoo и Ganni. Также россияне не смогут заказывать товары на известных торговых платформах, таких как ASOS, Mr. Porter и другие.

Пока не останавливают работы бренды, входящие в состав крупного испанского холдинга Inditex (Bershka, Zara и другие). Сеть работает по обычному графику, никаких предписаний от руководства не получала. Иностранным брендам стоило огромных усилий освоение рынка РФ, поэтому эксперты с трудом верят в тотальный уход известных марок с такой значительной территории.

Потери для торговых предприятий

Представители Fashion Consulting Group провели оценку оборота товаров на территории России. За прошлый год показатель вырос на 9% и составил почти 2,7 трлн рублей. 67% от общего объема приходится на одежду.

Точное количество зарубежных марок, которые ведут деятельность в России, подсчитать сложно. Многие работают по договору франшизы, другие открывают торговые точки напрямую. Об этом сообщает представитель ритейл-департамента CBRE. Реагировать на геополитические ситуации международные холдинги обязаны, поэтому многие из них обдумывают максимально грамотную и безопасную стратегию для себя.

Одежда не входит в число санкционных отраслей торговли. Введение ограничений на импорт товаров этой категории маловероятен. По этой причине принять решение уйти с рынка конкретного государства предприятия могут только самостоятельно. Основанием для этого может стать невозможность обеспечения полноценной работы, проблемы с поставками и прочее.

Что касается ведения бизнеса, иностранным брендам невыгодно терять рынок сбыта в России, ведь он приносит огромную прибыль. Если для товаров класса люкс доля страны составляет незначительную долю оборота (около 2%), то в сегменте масс-маркет показатель может достигать 15%.

Приостановка деятельности иностранных брендов в России приведет к фактическому закрытию магазинов, а следовательно — к отправке работников в принудительные отпуска. Торговые площади находятся в аренде, при этом договоры по ней зачастую предусматривают выплату полной суммы за весь срок. У крупных ритейлеров допускается возможность свободного выхода из договорных отношений при условии заблаговременного уведомления (за 3–6 месяцев).

Пустующие торговые центры по всей России

Если бренды примут решение покинуть рынок РФ, может опустеть до 50% торговых площадей. В среднем городском ТЦ функционирует до 200 магазинов. Около 40% из них реализуют продукцию зарубежных марок. Иностранные бренды занимают около ½ торговых центров. Что касается общего количества партнеров из-за границы, с разной степенью участия их количество может достигать 80% отечественного рынка.

Стоит отметить, что зарубежные компании пока говорят о приостановке деятельности в России, а не о полном закрытии сетей. Отечественные эксперты просчитывают все варианты развития событий и готовятся к любому исходу. Однако найти такое количество новых партнеров мгновенно не получится. Потеря подавляющего числа арендаторов нанесет серьезный урон рынку торговой недвижимости страны. Даже штрафные санкции по отношению к ритейлерам не компенсируют их полного ухода.

Отсутствие альтернативы

Закрытие зарубежных компаний в России станет катастрофой для рынка коммерческой недвижимости. Быстро сдать освободившиеся помещения новым арендатором не получится.

Некоторые аналитики уверены, что положение не столь плачевно. В России есть немало ритейлеров, способных конкурировать с зарубежными коллегами. К ним относятся:

  • Melon Fashion Group
  • Zolla
  • Gloria Jeans и другие

Также свободные ниши быстро заполнятся продукцией турецких и китайских брендов. Некоторые иностранные бренды не планируют ухода с рынка РФ. К ним относится компания Uniqlo из Японии. Производитель активно развивается на рынке России, вырос на 5% за 2020 год. В планах компании увеличение сети еще на 10% и активное развитие офлайн-точек в разных городах.

В России нет собственного производства одежды, за исключением трикотажной и вязаной продукции. Закупка тканей и изготовление изделий производятся на территории стран Азии (Вьетнама, Индии, Китая). Усугубить ситуацию могут дополнительные санкции от ЕС и США, проблемы с логистикой, приостановка поставок материалов. Многие транспортные компании уже официально объявили о приостановке работы в России. К ним относятся Maersk и CMA CGM.

Отсутствие иностранных партнеров приведет к невозможности обеспечения рынка фурнитурой и сырьем для производства обуви и одежды. На данный момент подавляющие объемы материалов — импортные. Также стоит отметить, что швейное производство в стране обеспечивает не более ¼ отечественного рынка. Оборудование для пошива одежды также импортируется с территории государств-партнеров.

Рынок одежды и обуви РФ серьезно зависит от импорта на всех уровнях. За рубежом закупается оборудование, нити, волокно и прочее. Без иностранных партнеров невозможно обеспечить работу отрасли.

Информация была полезна?
14 оценок, среднее: 4.8 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie