В РФ начнут строго следить за операциями юридических лиц с наличными
Если Государственная Дума примет законопроект с поправками к антиотмывочному закону, то в РФ будет введен строгий контроль над операциями юрлиц с наличностью. По мнению экспертов, по ходу чтения документа появились изменения, которые кардинально изменили его суть. В первую очередь, был затронут вопрос операций юридических лиц с наличными на сумму от 600 тысяч рублей.
Сегодня банки не обязаны сообщать о таких операциях, если они связаны с хозяйственной деятельностью предпринимателей. Новый законопроект предполагает полностью контролировать операции с наличными. Специалисты считают, что кредитным организациям это значительно усложнит жизнь и даже может иметь нежелательные последствия для предпринимателей. Росфинмониторинг и ЦБ не согласны с этим мнением.
Эксперты считают, что легче не станет
Законопроект о внесении поправок в фз-115 приняли еще в мае 2019 года. Его цель — сделать контроль за финансовыми операции более совершенным. В конце июня текущего года Совет Госдумы порекомендовал рассмотреть документ во втором чтении 8 июля 2020 года с учетом внесенных поправок.
В изменениях предусмотрены послабления для банков. Заместитель главы национального совета финансового рынка Александр Наумов считает, что сейчас основным источником информации для Росфинмониторинга являются кредитные организации. Банки сообщают о сделках и операциях своих клиентов, которые совершаются и в других организациях. Изменения же позволят отчитываться только по собственным банковским операциям клиента.
С одной стороны может показаться, что банкам будет проще. Отпадает необходимость разбираться в деталях: нужно просто сообщить обо всех операциях, превышающих указанную сумму. Но эксперты считают, что большинство наличных платежей как раз и связаны с хозяйственной деятельностью: чаще всего это выплата зарплаты, компенсация командировочных расходов и внесение выручки на счет.
Эксперты уточнили, что если понятие «хозяйственная деятельность» будет ликвидировано, то нагрузка на банки вряд ли снизится. Кредитным организациям, в этом случае, придется отчитываться по большему количеству операций.
Руслан Аллалиев, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ имени г.в. Плеханова, тоже отметил, что снижение нагрузки на кредитные организации вряд ли произойдет. По его заявлению, необходим высокий уровень автоматизации процессов бизнеса. В противном случае новые правила лягут на плечи кредитных организаций тяжким бременем. При этом, по его мнению, Росфинмониторинг может получить эту информацию в государственных базах данных самостоятельно.
Ольга Лебедянская, эксперт Центра исследований проблем реальной экономики, также полагает, что изменения поставят банки в тяжелое положение, так как последние уже разработали сервисы для бесплатной проверки контрагентов. Кроме того, по мнению экспертов, банки дают предпринимателем рекомендации о правильном ведении финансовой деятельности для избежания проблем. Кроме того, Лебедянская добавила, что изменения в закон заставят банки делать сложный выбор: следовать закону или встать на сторону клиента.
Как правки объясняют ЦБ и Росфинмониторинг?
Эксперты полагают, что происходящее может спровоцировать массовый отток клиентов-предпринимателей, деятельность которых связана с постоянным оборотом наличных. По их прогнозам, следует ожидать увеличение количества блокировки счетов ИП и юрлиц.
Александр Наумов считает, что нововведения станут неприятным сюрпризом для юридических лиц. Их будет интересовать, что подозрительного может быть в операциях по внесению выручки на счет или снятию наличных для выплаты зарплаты. К тому же эти вопросы уже контролирует ФНС.
Заместитель директора Росфинмониторинга Герман Негляд говорит о том, что полный контроль еще не означает, что подозрительными будут считать все операции подряд. Он подчеркнул, что информация будет использоваться для отслеживания и макроанализа, поэтому юрлицам не стоит переживать. В сотрудничестве с банком ничего не поменяется, при этом кредитной организации не нужно будет анализировать каждую операцию. Эту функцию на себя возьмет Росфинмониторинг. Кроме того, по его словам, контроль за операциями с наличностью отменить нельзя, так как он полезен для оценки рисков и полностью себя оправдывает. Далее эксперт подчеркнул, что использование наличных в схеме отмывания подтверждает высокий уровень риска, поэтому об отмене контроля речи не идет.
В свою очередь, Александр Наумов отмечает, что подконтрольная сумма в 600 тысяч рублей для банковских операций и 3 млн рублей по сделкам с недвижимостью не самая большая. Даже ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) рекомендовала увеличить этот порог, так как с 2002 года уровень цен поднялся минимум в 3 раза.
Герман Негляд сообщил, что ведомство изучило этот вопрос, отметив, что сам ФЗ не предполагает индексации. Росфинмониторинг провел анализ, результаты которого показали адекватной названную сумму и ее соответствие размеру тех операций, которые интересны ведомству. Замглавы Росфинмониторинга подытожил, что на данном этапе нецелесообразно увеличение этой суммы.