Финомбудсмен назвал недобросовестные практики СК по ОСАГО
Финансовый уполномоченный Виктор Климов выступил на юбилейном юридическом форуме в Санкт-Петербурге. Он назвал недобросовестные практики страховых компаний (СК) по ОСАГО. По мнению Климова, нарушения связаны с ростом цен на запчасти, но их нужно устранить.
Финомбудсмен обратил внимание на то, что с сайтов страховщиков исчезли списки станций технического обслуживания (СТО). Также СК в одностороннем порядке разрывают с клиентами договоры в случае полной гибели автомобиля.
Климов отметил, что в последнее время финуполномоченные часто сталкиваются с недобросовестными практиками в сегменте ОСАГО, который считается наиболее отрегулированным.
Климов по данному вопросу подчеркнул, что полная гибель ТС — это экономическая гибель. Другими словами так квалифицируются случаи, когда ремонтировать машину нецелесообразно. Клиенту выплачивают разницу между рыночной ценой авто до аварии и стоимостью пригодных к использованию деталей. При разбирательстве таких случаев в досудебном порядке решение должно выноситься в пользу потребителя. Однако практика расторжения договоров СК продолжается.
Еще одним примером финуполномоченный назвал исчезновение списков партнерских СТО с сайтов страховщиков. Климов считает, что причиной этому может быть изменение социально-экономической ситуации. Цены на запчасти существенно возросли, натуральный ремонт стал невыгодным. Однако отсутствие списка СТО, с которыми заключены договоры на обслуживание, на сайте СК является прямым нарушением, подчеркнул Климов.
Дополнила список недобросовестных практик страховщиков Светлана Максимова. Финуполномоченный привела примеры, когда потребители получают отказ на СТОА провести ремонт в необходимые сроки, установленные законодательством.
Страховщик не может отказывать в выплатах по ОСАГО на основании писем автодилеров общего характера, которые сообщают, что специалисты сервисного центра не укладываются в сроки. В документе должны быть данные конкретного клиента, которому отказывают в выплате, и его ТС, направленного на восстановление.
В соответствии с актуальным законодательством по ОСАГО потребитель может согласиться на увеличение сроков ремонта машины или получить денежную компенсацию. При этом выплаты по полису в натуральной форме рассчитываются без учета износа ТС. Ремонт должен осуществляться с использованием новых деталей. На практике страховщики часто рассчитывают выплату с учетом износа автомобиля до 50% от рыночной стоимости.
По мнению Климова, хорошей новостью для автовладельцев стало то, что с 2021 года потребителям в среднем стали назначать высокие компенсации в случае нарушения их прав. Речь идет о спорах между клиентом и СК, рассмотренных в суде.
Одной из причин стало вынесение определения коллегией Верховного суда. В нем обоснована позиция, при которой возможно взыскание убытков в пользу клиента при проведении расчетов страхового возмещения без учета износа авто.
Подобные действия страховщиков существенно влияют на сроки рассмотрения убытков, создают автовладельцам немало проблем. Финомбудсмен квалифицирует такие приемы СК, как недобросовестную практику, констатировал Климов.
Источник: АСН