Россияне жалуются омбудсмену на страховщиков

В период коронавирусной эпидемии к финансовому омбудсмену поступило множество обращений граждан. Среди них самые горячие темы: ОСАГО, страхование жизни, покрытие за несостоявшуюся турпоездку. 

Главный финомбудсмен Юрий Воронин прокомментировал “Известиям” проблему невыплат по страховкам в период пандемии. 

Страховщики пошли “в отказ”, они не хотят возвращать деньги за несостоявшуюся турпоездку, хотя приняли на себя данный риск. Много проблем и с выплатами по ОСАГО и с договорами о страховании жизни. 

Долгие выплаты

По подготовленному службой главного финансового омбудсмена Юрия Воронина ренкингу видно, что больше половины (60.6%) «коронавирусных» заявлений касаются споров по ОСАГО. Примерно поровну делятся претензии по поводу величины выплат по ОСАГО и нарушений срока выплаты страховой компенсации. 

В заявлениях по ОСАГО говорится, что связанные с COVID-19 меры мешали предоставить неисправное транспортное средство на осмотр независимым экспертам. Еще граждане упоминали о том, что кредитные организации долго рассматривают заявления на выплату страховой компенсации, ссылаясь на ситуацию с коронавирусом. 

Представители омбудсмена отметили, что по связанным с ОСАГО и расторжением договора о добровольном страховании жизни (зачастую на этапе оформления кредита) жалобам проблема была преимущественно не на стороне страховщиков. В частности, в ситуации с «автогражданкой» клиенты жаловались, что страховые компании мешали проведению независимой экспертизы. При этом в офисе Воронина сделали вывод, что причина была в ограничениях, связанных с пандемией.

Кто не успел, тот опоздал 

Второе место (10.3%) по числу обращений заняли вопросы страхования жизни. Люди требовали вернуть деньги по причине расторжения договора. Финансовый уполномоченный считает, что в вопросах расторжения договора страхования жизни проблема была в потерянном времени. Граждане сообщали, что не успели отказаться от договора страхования во время охлаждения (2 недели) из-за того, что требовалось ездить в офис страховщика или банка. Омбудсмен заявил, что людей не оповестили, что отказ может быть оформлен в электронном формате, т.е. удаленно. 

Отмененная поездка 

Страхование «путешественников» заняло 3-е место (7.8%) по числу жалоб омбудсмену. Здесь потребителей не устраивал неправомерный отказ страховых компаний выплачивать возмещение за срыв путешествия по причине пандемии.

По мнению финансового уполномоченного, в ряде случаев страховые компании без видимых оснований отказывали клиентам в требованиях вернуть средства за страховой полис по несостоявшимся из-за эпидемии турам.  Страховые компании отказывали потребителям в компенсации со ссылкой на отсутствие прописанного в соглашении риска закрытия границ и самоизоляции из-за появления нового коронавируса. В такой ситуации омбудсмен посчитал, что клиентам отказали несправедливо.

Пресс-служба финомбудсмена сообщила, что граждане имеют право получить стоимость полиса, если это условие прописано в договоре. Данный риск был принят на страхование, страховщик обязан выполнить условия договора. 

Сотрудники пресс-службы Воронина пояснили, что в договорах некоторых страховщиков предусматривается возврат части страховой премии при не наступившем сроке страхования. Отказ кредитной организации выплачивать страховое возмещение является безосновательным, если этот риск не был застрахован. Размер страховой компенсации зависит от условий договора – зачастую это премия, из которой вычитается часть за услуги страховщика.

Омбудсмен добавил, что если люди не успели решить проблему со страховой компанией, время для этого еще есть. Обращения граждан с коронавирусным «подтекстом» будут поступать по-прежнему, поскольку по закону «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» предусматривается срок обращения к финомбудсмену в течение 3 лет со дня, когда клиент должен был узнать или узнал о том, что его права нарушены. 

Что лучше – суд или отказ от услуг страховой компании

Хотя страхование от отмены поездки за границу все еще не очень популярно (примерно 5-10% туристов оформляют соответствующую страховку), сегодня оно является единственным вариантом возврата реальных денег за несостоявшийся тур. А если страховки нет? 

Если страховка не оформлена, можно получить только формальную расписку от авиакомпании. В этом месяце власти опубликовали постановление о компенсации отмененных рейсов ваучерами. Отмечается, что в течение 3-х лет после отправления рейса авиакомпания обязана вернуть стоимость билета «в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе, по иным маршрутам) и дополнительных услуг авиакомпании». Это постановление не применимо к чартерным рейсам.

Как поступить, в таком случае?  Подавать иск в суд или писать жалобу примирителю? Дмитрий Янин, глава правления КонфОП (Международной конфедерации общества потребителей), заявил, что у страховщиков появилось право на невозврат средств в течение 3-х лет. Однако при наличии страхования от невыезда ситуация немного упрощается. Янин считает, что не нужно спешить подавать иск, так как судья учтет разные факторы. Например, будет рассматриваться возможность авиаперевозчиков выдавать ваучер в качестве альтернативы компенсации.

Также у него есть уверенность, что сегодня обращение в суд способно привести к более весомым издержкам. Янин отметил, что есть смысл писать в службу финансового уполномоченного. В суд же обращаться следует исключительно в том случае, если омбудсмен принял отрицательное решение.

Страхование туристов является массовым видом страхования, где допускается возможность досудебного урегулирования конфликта между страховщиками и гражданами. Такое мнение высказала Юлия Финогенова, профессор кафедры «Финансы и цены РЭУ им. Г.В. Плеханова». Она считает, что при невыезде по независящим от человека причинам, следует настойчиво требовать вернуть еще и медицинскую страховку. 

ВСС (всероссийский союз страховщиков) заверил, что страховые компании чаще всего возвращают премии, когда путешествие было отменено ввиду карантинных ограничений из-за эпидемии. Представители союза добавили, что по таким вопросам к ним обращаются лишь единицы.

Информация была полезна?
15 оценок, среднее: 4.5 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie