При оптимистичном прогнозе будущее у рынка МФО есть

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

2018 год оказался не самым простым для МФО - 603 компании не смогли приспособиться к требованиям Центробанка и были вынуждены покинуть рынок. Казалось бы, эти потери можно компенсировать притоком новых игроков, однако срок жизни некоторых из них поразительно короткий: 32% исключенных из реестра организаций проработали около года и менее. Многие компании просто “сдаются” и покидают рынок добровольно - в четвертом квартале 2018 года таких было больше половины.

Растущие требования и падающее доверие

Помимо жесткого контроля и “чисток” со стороны регулятора, в 2019 МФО ожидают и новые потрясения: например, с 1 июля 2019 года процентная ставка по договору потребкредита не должна будет превышать 1% в день. Кроме того, рынок онлайн-займов, на который делают ставки многие МФО (и который в 2018 году показал рекордный прирост в 77%), становится всё менее привлекательным из-за растущих требований.

Пока ЦБ ограничивается рекомендательными письмами (например, о том, что у онлайн-заемщиков желательно требовать фотографию с паспортом или заверенный нотариусом скан документа). Но никто не может гарантировать, что рекомендации со временем не станут жестким правилом. При этом давление со стороны регулятора - отнюдь не единственная проблема МФО. Отношение к микрофинансовым организациям среди россиян остается на критически низком уровне.

“Национальное агентство финансовых исследований” (НАФИ) выяснило, что в прошедшем году о доверии МФО говорили лишь 6% россиян. Рост по сравнению с 2017 годом, когда уровень доверия составлял 5%, почти незаметен и может быть списан на статистическую погрешность. Означает ли это, что рынок МФО обречен? Сможет ли хотя бы часть компаний приспособиться к растущим требованиям и вернуть доверие клиентов хотя бы до уровня 2015 года (тогда 11% россиян говорили о доверии к МФО)?

Если звезды зажигают…

"Значит, это кому-нибудь нужно” - помните такую фразу? Если обойтись без художественных метафор, существует и более применимая к ситуации формулировка: “Спрос рождает предложение”. МФО появились не просто так - они удовлетворяют конкретный спрос и выполняют конкретную функцию. Главное назначение любой МФО - закрывать потребности в быстром получении наличных. Именно эта функция наиболее важна с точки зрения клиента: взять займ в МФО просто, от заемщика не требуется предоставление большого комплекта документов, именно сюда обращаются в случае форс-мажоров.

Обывательское мнение, что МФО не нужны и просто “наживаются” на тех, у кого невысок уровень финансовой грамотности, также не имеет под собой оснований. Например, “Доброзайм” (ООО МФК “Саммит”) проводил анализ, чтобы выяснить, чем отличается их аудитория от клиентов, скажем, банка?

В результате стало понятно, что целевые аудитории совершенно различны по своим потребностям. МФО - это деньги здесь и сейчас. Не переживая по поводу долгих проверок и неидеальной кредитной истории, человек может обратиться в МФО и оперативно получить финансовую помощь. Но не стоит думать, что микрофинансовые компании чрезмерно рискуют и выдают деньги “всем подряд”. Конечно, некоторые организации пренебрегают мерами безопасности и действительно выбирают клиентов не очень тщательно.

Однако крупные игроки, которые хотят задержаться на рынке, сотрудничают с кредитными бюро и ограничивают выдаваемые суммы в зависимости от кредитной истории потенциального заемщика. Так, “Доброзайм” сотрудничает с тремя кредитными бюро: НБКИ, ОКБ и Эквифакс. У банковских отказников, конечно, всё равно есть довольно высокие шансы на получение денег, но о беспорядочном кредитовании речи не идет.

Кроме того, и за решение этого вопроса уже “взялся” регулятор. С 1 апреля все МФО будут обязаны рассчитывать показатель долговой нагрузки (ПДН) для каждого клиента в тех случаях, когда сумма займа превышает 10 тысяч рублей. Если ПДН превышает 50% месячного дохода, компания будет должна учесть этот заем в знаменателе при расчете норматива достаточности собственных средств.

Ожидаемый результат: МФО станут осторожнее относиться к клиентам с высокой долговой нагрузкой, ведь в противном случае им необходимо будет наращивать капитал. Выходит, что любое ужесточение мер со стороны Центробанка только “подталкивает” игроков рынка к действиям, которыми уже и так не пренебрегают крупные компании. Постепенные изменения говорят о необходимости либо адаптироваться, либо покидать рынок добровольно.

Компании, которые прочно заняли свое место, чувствуют себя уверенно и даже опережают некоторые требования: как, например, “Доброзайм”, который оценивает потенциальных клиентов и их долговую нагрузку. Хотя пока что это происходит согласно внутренним стандартам компании, приспособиться к требованиям, которые вступят в силу 1 апреля, не составит труда.

Такое мнение не голословно и подтверждается цифрами. СРО «Единство» проводила исследование и пришла к выводу, что мелким игрокам на меняющемся рынке придется сложно. Среди опрошенных клиентов СРО 22% испытывает существенные затруднения при сдачи отчетов. Иными словами, любые нововведения - это “просеивание” рынка, на котором выживут наиболее сильные, крупные и ответственные игроки.

В чем причина негатива и есть ли надежда?

Может показаться, что сегодня все настроены против МФО: новые законы, недовольные клиенты, растущие требования… И всё же версия с “просеиванием” рынка становится очевидной, если провести некоторые исторические параллели. “Рынок МФО - молодая отрасль, - комментирует ситуацию Васильева Амира Анатольевна, генеральный директор МФК “Саммит”, - Закон об МФО был принят только в 2010 году, и с тех пор государственное регулирование рынка постепенно ужесточается.

Можно сказать, что развитие рынка МФО проходит по методу проб и ошибок: отсутствие жесткого контроля привело к большому количеству недобросовестных практик, накрутке процентов, нарушениям законодательства - всё это сказывается на репутации отрасли в целом. Можно провести сравнение с законами о кредитных потребительских кооперативах и ломбардах. Закон о КПК был принят довольно давно, в 1988 году, а закон о ломбардах - в 2007.

Как ломбарды, так и КПК входят в группу микрофинансирования, и только сейчас эта сфера становится цивилизованной,  очень медленно растет уровень доверия к подобным компаниям. Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере “быстрых займов” - МФО. Законодательство ужесточается, строго регулируется деятельность организаций, вводятся новые правила для это бизнеса - но прошлое никуда не деть. “Тень” от нарушителей и мошенников, действовавших на рынке ранее, всё ещё падает на добросовестные компании, соблюдающие закон”.

Выходит, что в жестком контроле со стороны ЦБ и кроется “волшебная таблетка” для МФО. Вынуждая уйти маленькие, ненадежные или даже недобросовестные компании, регулятор позволяет остаться на рынке тем, кто заслуживает доверие потребителей. А это означает, что “падающая тень” со временем перестанет смущать россиян.

Это мнение разделяет большинство экспертов. Лишь 25% МФО, опрошенных порталом Zaim .com в начале 2019 года, ожидали, что он будет “значительно сложнее”. Большинство настроены оптимистично и полагают, что год окажется таким же, или “сложнее, но незначительно” - а значит, с любыми трудностями можно будет справиться.

Информация была полезна?
25 оценок, среднее: 4.1 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie