Микрофинансисты призывают наказывать «черных кредиторов»

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

На вопросы портала «Микрокредиты России» ответила Айгуль Хайруллина, директор СРО «Единство».

Депутаты снова предлагают ужесточить требования для МФО. Из последних инициатив: запрет выдавать займы под залог недвижимости, увеличить для МКК размер капитала. Как это скажется на состоянии рынка, по-вашему? Поможет ли это достичь целей, которые ставят перед собой законотворцы: сократит число недовольных клиентов, мошенничеств.

В первую очередь, хочется отметить, что рынок финансовых услуг в данной сфере представлен как добросовестными профессиональными участниками рынка, которые находятся под надзором Центробанка, так и физическими и юридическими лицами, использующими «серые» схемы кредитования. Но когда заходит речь о микрофинансировании, то виноватыми заранее «назначают» всю отрасль, не делая различий между добросовестными участниками и нелегалами. В связи с прозвучавшими инициативами, мы получили обратную связь от МФО - членов СРО Единство.

Они отмечают, что целью деятельности профессиональных участников рынка, не может являться завладение жилой недвижимостью физических лиц. Не стоит путать их с «черными кредиторами», которые и генерируют негатив. Во-вторых, существующий сегодня порядок обращения взыскания на заложенное имущество и проведения публичных торгов позволяет максимально учесть и защитить интересы должника.

Разберемся по порядку. В силу прямого ограничения ст. 55 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» не допускается обращение взыскание во внесудебном порядке на жилую недвижимость, а в силу ст. 54 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» суд в решении обязан установить начальную продажную стоимость заложенной жилой недвижимости и способ ее реализации. Согласно ст. 56 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» имущество, заложенное по договору об ипотеке, на которое по решению суда обращено взыскание, реализуется путем продажи с публичных торгов.

В соответствии со ст. 57 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах”, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Соглашением ФССП России N 0001/13, Росимущества N 01-12/65 от 30.04.2015 "О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество" - публичные торги по продаже заложенного имущества на которое по решению суда обращено взыскание организуются и проводятся Росимуществом (его территориальными органами).

Как уже было сказано,  не изжита та часть рынка, для которых все это – не указ. Лица, маскирующие свою деятельность под профессиональных участников, при этом, неподконтрольные регулятору, и злоупотребляющие своими правами по отношению к потребителям в той или иной мере. Именно эти лица являются причиной социальной напряженности, поскольку ведут свою деятельность без соблюдения законодательных ограничений как в части порядка и условий выдачи займов, так и в части соблюдения установленных ограничений. При этом, вышеуказанные лица используют как «серые» схемы ведения бизнеса, тем самым уклоняясь от налогообложения и ограничений, налагаемых на профессиональных участников.

Какие меры, на ваш взгляд, были бы актуальными в сложившейся ситуации?

Мерами по противодействию деятельности нелегальных кредиторов и «черных» коллекторов в области предоставления потребительских займов под залог жилой недвижимости, на наш взгляд являются:

  1. Заключение договоров купли-продажи под видом якобы заключения договора займа под залог жилого недвижимого имущества в настоящее время охвачено составом преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ. Поскольку в данном случае мы имеем дело именно с мошенничеством, то есть хищением чужого имущества или приобретением права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, то искоренение злоупотреблений такого рода лежит в области правоприменительной деятельности правоохранительных органов. Вместе с тем, Центральный банк, усматривая подобные факты в процессе рассмотрения обращений граждан должен быть наделен правом передавать соответствующую информацию в правоохранительные органы с целью проведения проверки по факту наличия (отсутствия) признаков состава преступления в действиях «черных» кредиторов 
  2. Исключить «серые» схемы ведения бизнеса по предоставлению займов под залог жилой недвижимости можно достаточно просто и эффективно. Речь идет о законодательном запрете на заключение договора ипотеки жилой недвижимости в обеспечение потребительского займа, заключенного между залогодателем - физическим лицом и залогодержателем-лицом, не являющимся банком или организацией, включенной в государственный реестр микрофинансовых организаций. Исключив саму возможность государственной регистрации органами Росреестра обременений жилых помещений в виде ипотеки в силу договора в пользу юридических лиц, не являющихся банками либо организациями, включенными в государственный реестр микрофинансовых организаций, законодатель полностью уберет с данного рынка финансовых услуг непрофессиональных и неподконтрольных регулятору участников

Выиграют ли люди от полного запрета?

Полный  запрет (за исключением банков) на выдачу потребительских займов под залог жилой недвижимости добросовестным микрофинансовым организациям, приведет к еще большему попранию прав социально незащищенных слоев населения, поскольку ни для кого не секрет, что в настоящее время увеличивается количество просроченной задолженности среди заемщиков-физических лиц. Указанный фактор полностью закрывает доступ к банковскому кредитованию лицам, допускавшим просрочку исполнения обязательств в прошлом. Именно ипотечные займы – это займы с самыми низкими процентными ставками для физических лиц. Таким образом, лишив неблагонадежных (зачастую в прошлом) заемщиков доступа к источникам финансирования, которые являются альтернативными банковским, может возникнуть ситуация, связанная с увеличением малоимущего слоя населения.

Есть группа депутатов, что предлагают вообще запретить отрасль. Реально ли это? На ваш взгляд, в таком случае должно ли государство выплачивать компенсацию собственникам бизнеса, ведь они вели свое дело по закону, ничего не нарушали и ... у них по сути отняли собственность.

Запрет деятельности МФО возникает у депутатов регулярно весной, осенью и перед выборами! Доводы, которыми они руководствуются скорее популистские, ведь многие из них даже не понимают, как МФО работают и какую регуляторную нагрузку имеют. Даже не хочется этот вопрос дальше развивать, все это не конструктивно и на потребу дня.

Как сократился рынок за последнее время, по статистике СРО? По прогнозам к концу 2019 года каких сокращений ждете?

С начала года реестр СРО Единство сократился на 95 организаций, в основном исключённые из реестра ЦБ. К концу году также прогнозируем сокращение около 15%, в основном малых организаций, так как не выдерживают огромного количества требований к МФО.

Если бы депутаты попросили вашего совета, как уменьшить социальную напряженность на рынке микрофинансов, что предпринять, чтобы навести порядок, что бы вы им предложили?

Почему-то у нас всегда запретить легче, чем разобраться, понять реальную ситуацию и исходя из этого принимать меры. К сожалению, мнение о рынке МФО формируется исходя из публикаций в СМИ, которые транслируют зачастую некорректно информацию. Часто все, что там муссируется  не имеет к профессиональным участникам рынка никакого отношения. На мой взгляд, решая запретить отрасль, необходимо проанализировать какое количество граждан и представителей бизнеса останутся без возможности кредитования, особенно в малых городах и населённых пунктах.

Банк России проводит очень большую работу по наведению порядка на рынке микрофинансов. Поэтому с Организациями, поднадзорными ЦБ, работа ведётся постоянно. На сегодняшний день нелегальные кредиторы - чёрное пятно на рынке микрофинансирования!  К сожалению, большинство не различают МФО и теневой кредитный рынок. И в этом вопросе нет прогресса, хотя на протяжении более трёх лет этот вопрос обсуждается на самых разных уровнях, в том числе депутатами. И работа в этом направлении дала бы значимые результаты, при комплексном взаимодействии всех заинтересованных  структур.

Информация была полезна?
25 оценок, среднее: 4.1 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie