Генеральный директор сервиса онлайн-займов GreenMoney Андрей Луцык дал интервью #ВсеЗаймыОнлайн, в котором рассказал, о том, как пандемия коронавируса повлияла на компанию и заемщиков, прокомментировал недавнюю инициативу «Справедливой России» о запрете МФО, а также сообщил о борьбе с утечками персональных данных.
Как и другие игроки рынка, мы наблюдали значительное сокращение выдачи займов весной, после введения ограничительных мер. Однако к настоящему моменту ситуация выправилась. Судя по потоку заявок, рынок успокоился, пришел в себя, качественная аудитория вернулась за кредитованием в МФО.
Бизнес-модель кардинально не изменилась. Мы продаём тот же продукт на тех же условиях. За прошедшее с начала пандемии время мы ввели длинные займы на 168 дней, но это расширение линейки продуктов, которое произошло бы вне зависимости от экономической ситуации.
Да, ситуация весной ухудшалась, следствием чего стало снижение средней суммы чека. Однако в августе ситуация начала исправляться. Мы постепенно начали увеличивать лимиты, выросла и средняя сумма займа. В настоящий момент по объемам мы превысили допандемические уровни.
Первая волна коронавируса получилась неожиданной, и было много спонтанных решений: увольнений, закрытий компаний и т.д. Ко второй волне рынок подошел подготовленным, поэтому потрясений мы не ожидаем.
Нет, заявок было немного, не более 1% от общего количества клиентов обратились за кредитными каникулами. Мы наблюдали определенный всплеск, а после спрос на кредитные каникулы начал резко затухать. Во многом, это связано со спецификой деятельности МФО: больше половины займов — это займы на 30 дней, и портфель обновляется каждые 1-2 месяц. За счет этого клиенты быстро обновились и пришли те, кто не попадал под условия получения кредитных каникул.
— Да, ситуация у нас схожа с описанной. Возникло ощущение, что такие должники просто воспользовались правом на кредитные каникулы, даже не разбираясь, смогут они потом погасить заем или нет. Узнали, что такой закон вышел и подали заявления. Наблюдаем большое количество тех, кто после окончания отсрочки ушел в просрочку — более 50%.
МФО повторяют путь банков и внедряют некредитные продукты. Такие предложения будут более явно показывать клиентам чтобы избежать ситуаций, когда они узнают об оформлении дополнительной услуги постфактум.
В наших планах — приступить к монетизации базы клиентов, которым наша скоринговая система отказывает в займе. Из 10 клиентов, зарегистрированных на сайте, 8 получают отказ. Но им можно что-то продавать — например, анализ кредитной истории. Думаю, и остальные игроки рынка будут двигаться в эту сторону.
Это произошло после заявления прокурора одного из районов Оренбургской области. По всей видимости, он не до конца понимает процессы, которые происходят в сфере онлайн-МФО, что-то заподозрил и обратился в суд. Из-за его действий могли пострадать крупные компании. Хорошо, что эта информация вовремя появилась, и блокировок удалось избежать.
Печально, что такое случается: когда из-за действий людей, далеких от этой сферы, могут заблокировать лидеров рынка. Такого не должно происходить в цивилизованной стране. Собственно, риски могут быть всегда, когда таким образом принимаются решения.
Не добавляют уверенности в завтрашнем дне популистские заявления подобные такому, какое недавно сделал председатель «Справедливой России» Сергей Миронов. Непонятно, что чиновники не могут договориться: нужен рынок МФО или нет. Если ЦБ говорит, что нужен, то зачем такие, как Миронов, вносят одиозные законопроекты и нервируют людей.
МФО — это крупные компании, у которых есть клиенты, инвесторы, сотрудники. Это серьезный пласт экономики. Как его закрыть?
В целом, всё и сейчас двигается сбалансированно.
Сразу отмечу, что утечки как таковой в GreenMoney не было. Данные никто не украл, они не оказались на черном рынке. Тогда в публичном доступе оказалась часть базы. Большинство данных в ней являлись так называемыми цикличными записями, в которых реальная информация была случайным образом перемешана между одинаковыми полями разных записей. Инцидент произошел из-за некорректного обновления программного обеспечения. В оперативном порядке были предприняты меры по защите данных.
Тем не менее, мы на этот случай отреагировали.
Чтобы не допустить в будущем повторения подобных ситуаций, мы полностью подготовили отказоустойчивую инфраструктуру Active Directory – золотой мировой стандарт по управлению компьютерами на базе Windows. Она позволяет централизованно управлять ПК, серверами и учетными записями пользователей. Подготовили и внедрили систему безопасности, предусматривающую разделение прав и доступов между пользователями и администраторами, между серверами и ПК таким образом, что существенно снижается риск потери данных при компрометации, например, одной из учетных записей администраторов или одного из доменных компьютеров. Помимо этого мы пересмотрели структуру сетевых настроек и модернизировали их по единым общим правилам. Настроили мониторинг и оповещение о новых открытых портах извне нашей сети. А для защиты от DDoS-атак выбрали коллег из StormWall.