Вектор развития рынка микрофинансов направлен на увеличение доли безналичных операций

Информация обновлена: 26.08.2020

Борис Батин – генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan.

 

На ваш взгляд, будет ли расти объем займов, выданных онлайн?

Бизнес-модель MoneyMan предполагает полностью автоматизированный процесс финансирования микрозаймов онлайн. Соответственно, в структуре выдач подавляющую долю занимают безналичные способы получения средств. Больше 75% перечислений денежных средств займов MoneyMan осуществляет на банковские карты и электронные кошельки «Яндекс.Деньги». Это не только удобный способ получения ссуд, но и самый оперативный. После вынесения решения по заявке на заем деньги на карты и виртуальные кошельки клиентов MoneyMan перечисляются мгновенно. Доля платежных систем Contact и Юнистрим в объеме выданных микрозаймов составляет 17%. Остальное приходится на переводы на банковский счет заемщиков.

Вектор развития рынка направлен на увеличение доли безналичных операций, а также автоматизированного дистанционного сервиса кредитования. Доля нашей компании в онлайн-кредитовании России приближается к 50%, потому наши данные можно смело экстраполировать на весь сегмент. Несмотря на то, что согласно исследованию рынок МФО за 2014 год вырос по разным данным на 28%-35%, значительно опережает среднерыночный рост сегмент онлайн-кредитования. По нашей оценке доля сегмента дистанционного кредитования в совокупном объеме выданных микрозаймов российскими МФО составил около 4%. По итогам 2015 года показатель приблизится к 10%.

Кто ваш заемщик? И ведь всегда останутся те, кому удобнее получить наличные.

Уровень финансовой грамотности заемщика компаний онлайн-кредитования выше, чем у среднестатистического клиента традиционных офлайн-МФО. КлиентMoneyMan моложе, он активнее интересуется новыми облегчающими жизнь технологиями, гаджетами, активно пользуется интернетом для поиска, в том числе, удобных финансовых решений. Он умеет и любит сравнивать сервис, он чувствителен к ставке по займам, поэтому всегда ищет самое выгодной предложение. Заемщик онлайн-МФО неплохо знаком с предложениями на рынке кредитов и займов, как правило, у него уже есть банковская карта, у некоторых виртуальные кошельки.

Оба эти платежных инструмента сами по себе говорят об уровне финансовой грамотности их обладателя. Клиент онлайн-МФО не предвзято относятся к микрофинансовым компаниям, для них важнее личный опыт взаимодействия, чем общественное мнение. Помимо этого, наш заемщик, как правило, знает, что такое кредитная история, и, в большинство из клиентов MoneyMan стараются не испортить ее, а многие используют онлайн-займы как раз для того, что исправить свою КИ, т.е., скорее всего, рассчитывают, что в дальнейшем для них станут доступны банковские кредитные продукты.

Однако, есть клиенты, которым удобнее получать займы наличными. Именно для них мы предусмотрели перевод на банковский счет или через платежные системы Contact и Юнистрим. Деньги перечисляются в течение 15 минут после одобрения заявки, так что забрать средства, предъявив специальный номер и паспорт можно в ближайшей точке платежной системы. Адреса можно узнать на сайте Contact и Юнистрим или позвонив в контактные центры компаний.

Заемщики офлайн-МФО отличаются от клиентов онлайн-компаний?

Портрет онлайн-заемщика значительно отличается от среднестатистического клиента традиционных офлайн МФО. Среди заемщиков, предпочитающих брать кредиты по интернету больше мужчин 54%, у традиционных МФО наоборот. Заемщики онлайн-кредиторов как правило не только моложе клиентов традиционных МФО (онлайн 42% до 30 лет), но и образованнее их. Если лишь 15-20% клиентов офлайн компаний имеют высшее образование, то владельцев дипломов об окончании вуза среди онлайн-заемщиков в 2014 году насчитывалось около 46%, что на два п.п. больше, чем в 2013 году.

Примечательно, что неполное высшее образование имеют еще 16% клиентов онлайн-кредиторов. 45% заемщиков онлайн МФО – бюджетники и работники торговли. При этом в ИТ работает 10%, а в финансовой сфере (банки, страхование, консалтинг и пр.) около 9% заемщиков онлайн-кредиторов. Это кардинально отличает такие организации от офлайн-МФО.

Сама схема выдачи на кошельки или карты онлайн обходится дешевле, чем организация офиса и выдача наличных?

Онлайн модель микрофинансирования гораздо выгоднее, удобнее не только для клиента, но и для компании. Благодаря значительной минимизации издержек, автоматизации процессов, отсутствию офисов и дополнительного персонала онлайн-МФО могут предложить заемщику более низкую ставку. Помимо этого, онлайн-компании экономят не только на офисах и накладных расходах, но также на инкассации. Не стоит забывать, что наличие кассы в офисе финансовой организации несет дополнительный криминальный риск.

О каких суммах идет речь, если заем выдается онлайн, если наличными? Есть ли отличия в данном случае?

 Заемщики MoneyMan могут выбрать сумму от 1 500 до 50 000 рублей. При этом способ получения средств – на банковскую карту, виртуальный кошелек, банковский счет или наличными через платежные системы Contact и Юнистрим – не влияет на сумму.

Выйти на рынок с новым брендом сегодня и преуспеть – реально? Или ситуация такова, что конкуренция на рынке МФО предельная? От чего зависит успех стартапа МФО?

Микрофинансовые организации не конкурируют не только с банками, но и друг с другом. Спрос на микрозаймы россиян продолжает оставаться на высоком уровне. Спрос оценивался ФАС в 2012 году на уровне 300-350 млрд рублей, сейчас он еще выше. В то время как совокупный кредитный портфель МФО в 2014 году по разным оценкам составил от 50 млрд рублей (РА «Эксперт») до 65 млрд рублей (наша экспертная оценка). Рост рынка МФО в 2014 году составил опять же по разным оценкам от 28% до 35%.

Микрофинансирование остается самой быстрорастущей привлекательной отраслью финансового сектора экономики России. Банковский сектор показал значительное замедление по всем секторам, в том время как МФО растут двухзначными цифрами в процентном выражении. Это говорит о том, что до насыщения рынка еще очень далеко и клиентов хватает для всех. А это значит, что выход на рынок МФО новых игроков и их укрепление вполне возможен. Однако это сложный бизнес, требующий не меньшего внимания, чем управление банком. В прошлом году более 1200 МФО ушли с рынка, это говорит о том, что для многих этот бизнес, казавшийся золотой жилой, оказался не по зубам.

Наиболее интересный продукт онлайн в вашей МФО, наиболее успешный продукт наличными. (Сумма, срок, процентная ставка, время рассмотрения заявки, требования к заемщикам).

В MoneyMan все продукты выдаются онлайн. Способ получения денег зависит исключительно от желания заемщика. Наиболее популярный заем в MoneyMan - это заем на сумму около 10 000 рублей, на 21 день, способ получения – на банковскую карту. Однако, в последние месяцы мы наблюдали рост потребностей заемщиков в более крупных суммах микрокредитов. Буквально в начале апреля, исходя из потребностей заемщиков и текущей экономической ситуации MoneyMan увеличил суммы кредитных продуктов, а также их сроки. Изменения касаются тарифов, доступных для повторных клиентов, которые вовремя и в полном объеме погашали предыдущие займы. Новым клиентам по-прежнему доступен тариф «Старт» суммой до 8 000 рублей и сроком до 31 дня. Максимальная сумма тарифа «Пилотаж» увлечена на 50% с 20 до 30 тыс. рублей. Продукт «Турбо» теперь позволяет взять ссуду на 20 тыс. рублей больше, чем ранее – 50 тыс. вместо 30 тыс. руб.

При этом заемщик может оформить заем сроком до 10 недель, вместо максимальных 8 недель ранее. Самые надежные заемщики MoneyMan, которым доступен тариф «Супертурбо», теперь могут рассчитывать также на 50 тыс. рублей вместо 30 тыс., но срок займа увеличился еще больше с 16 до 18 недель.

(22 оценок, среднее: 4.3 из 5)
Оставить комментарий