Выполнение требований по ПОД/ФТ в МФО
Возможна ли оптимизация затрат, направленных на выполнение требований антиотмывочного законодательства?
На вопрос отвечает Найля Липатова, ген. директор ООО «БизнесНаставник», учредитель профильного журнала «Микрофинансовые организации: Учет. Надзор. Регулирование».
Найля, в любой сфере важен опыт. Расскажите о себе, о том, как такая узкая тема, как ПОД/ФТ стала для вас темой вашего бизнеса?
Изначально работала в банковском секторе, с 1997 года в финансовой сфере. В теме ПОД/ФТ с 2001 года. Без ложной скромности могу сказать, что стояла у истоков внедрения 115-ФЗ. Прошла неисчислимое количество программ обучения по теме ПОД/ФТ. В итоге сама разработала курс - практик для банковских специалистов в области ПОД/ФТ и коуч - семинары для специалистов микрофинансового рынка.
Давайте для начала раскроем общий вопрос о значимости в каждой компании выполнения требований по ПОД/ФТ и ФРОМУ.
Самое главное надо понять, зачем выполнять требования по ПОД/ФТ и ФРОМУ, какие цели преследует государство, заставляя финансовый рынок организовывать систему внутреннего контроля по ПОД/ФТ и ФРОМУ, разрабатывать методологические документы, оценивать риски в каждой компании. Каждый руководитель, а лучше собственник компании в таком случае должен оценить масштаб бедствия, который приносит противоправные деяния.
Я довольно часто слышу, ответ на этот вопрос от многочисленных консультантов в области ПОДФТ: «Ну, потому, что это требования регулятора…», и каждый раз хочется громко сказать: «Нет, господа и дамы, нет! Оставьте свои сетования. Это требования жизни, новых технологий, новых бизнес направлений, новых возможностей, которые могут позволить преступникам совершать противоправные действия, через ВАШ БИЗНЕС, через ВАШИ КОМПАНИИ проводить операции с денежными средствами, которые могут быть получены и для террористических действий, и для совершения противозаконных деяний, и для легализации средств полученных от взяток, поборов. И Вы можете противостоять этим преступлениям, Вы стоите на передовой финансового рынка». Возможно, с пафосом, но это правда.
О каких суммах идет речь, насколько возможно проникновение всех этих действий для компаний, которые работают, например, в продукте PDL, где суммы не большие, до 15 000 рублей?
Не важно, с какими суммами работает компания. Все читали публичные отчеты, подготовленные Росфинмониторингом «Национальная оценка рисков». Проведено исследование сфер, продуктов и услуг, которые наиболее подвержены риску по ПОД/ФТ. Так например: для закупки одежды, снятия квартиры террористическим бандформированиям, оплаты их расходов на пропаганду, изданий пропагандистских материалов достаточно небольших сумм, которые можно оформить в виде займа в рядовой МФО. Для сумм до 15 000 рублей, 115- ФЗ предусмотрена упрощенная идентификация, но что бы разобраться во всех тонкостях и возможностях упрощенной идентификации надо знать законодательство и уметь его применять.
Для компаний работающих до 15 000 рублей, и являющихся МФК, есть и еще такая проблема, как идентификация привлеченных займов от физических лиц 1 500 000 рублей и более, и многие про нее забывают или не знаю, а может, просто не уделяют должного внимания.
Как же быть с клиентами, их не заденет такое излишнее внимание?
Мне часто на занятиях задают вопрос «Это же наши лучшие клиенты, они нам денежку несут, а мы должны им устроить «допрос с пристрастием», да еще подкрепить все документами». Да, совершенно верно, Вы обязаны выяснить, откуда средства, которые хотят разместить в Вашей компании, удостовериться, что они заработаны честным путем, и с них уплачены налоги.
Чтобы донести правильно эту информацию до инвестора, убедить его предоставить вам необходимые документы, подтверждающие законность этих денег, нужно уметь апеллировать терминами, знаниями в области ПОД/ФТ. Я хочу обратить внимание и на привлечение денежных средств от юридических лиц, здесь так же многие не проводят оценку клиента, на предмет источников происхождения денежных средств.
Поговорим отдельно про предоставление займов МСП, какие здесь риски несут микрофинансисты? Это маленькие компании, даже стартапы, которые только месяц как зарегистрировались, у них нет истории, репутации, оборотов, даже может не быть контрагентов.
Конечно, здесь в первую очередь компания должна для себя определить уровень риска, разработать критерии с какими МСП она работает, а с какими нет, и это не только для оценки рисков по ПОД/ФТ, но и для оценки кредитных рисков.
Если все таки решили, что работаем со стартапами, юридическими лицами, которые мало известны (совсем не известны) на рынке, то конечно необходимо запросить документы определенных в 115-ФЗ и провести дополнительный анализ планируемой деятельности клиента:
- Наличие офиса – возможно организовать выезд в офис, посмотреть арендованное помещение; - проверить учредителей – по всем имеющимся спискам (террористы, РОМУ, 639-П)
- Встретиться со всеми лицами заемщика (учредители, директор), послушать о перспективах развития бизнеса, планах и планируемых контрагентах
- Запросить бизнес-план или описание модели бизнеса, ведь когда хотят начать свое дело, открыть свой бизнес, реальный бизнес всегда есть идея, модель, план, оценка окупаемости проекта и т.д.
И конечно если Вы выдали денежные средства, надо осуществлять мониторинг: запросить выписки с банковских счетов, проверить куда и на, что пошли выданные средства, посмотреть контрагентов, оценить действительно, ли денежные средства пошли на те цели, которые заявлял Вам заемщик.
При погашении займа, убедиться об источниках поступлений средств направленных на погашения займа, за счет каких поступлений идет погашение – выручка, взнос учредителя, контролировать уплату налогов, обязательных страховых платежей, платежей для осуществления деятельности – интернет, аренда помещения, хоз.расходы и т.д.
Уверенна, что сейчас у многих руководителей на лице улыбка, дескать, да как маленькая МКК осилит весь это огромный процесс идентификации, всё оценить, обновлять и анализировать?
Ответ есть, как говориться безвыходных ситуаций не бывает, либо засучить рукава, и начать самому изучать законодательство по ПОД/ФТ или нанять специалиста в области финансового мониторинга.
Тут важна «цена вопроса». Специалисты по финансовому мониторингу нынче дорого стоят. Для «малышей» затратно нанимать готовых специалистов. А как выучить своего? Можно ли вообще минимизировать расходы на выполнение требований по антиотмывочному законодательству?
Совершенно верно! У небольших компаний зачастую руководитель, он же, как правило, и учредитель, он же ответственный сотрудник по ПОД/ФТ. Ресурсы таких МФО ограничены. Но тут важно решить для себя, что важней: потерять бизнес, надолго быть дисквалифицированным Банком России с финансового рынка, нанять квалифицированного специалиста по финансовому мониторингу, или обучить имеющегося специалиста, повысить ему квалификацию. Я бы предложила последний вариант. Гораздо выгоднее «вырастить» своего сотрудника, или обучиться самому. Затраты на вебинары и обучение будут меньше, чем оплата уже готового аутсорсера. Таким образом можно оптимизировать на затраты по соблюдению требований по ПОД/ФТ.
Какие варианты обучения вы предлагаете?
В Москве мы уже запустили трехдневные коуч – семинары, которые готовят специалистов по финансовому мониторингу. Учащиеся проходят полное погружение в профессию специалиста по финансовому мониторингу, работают над заданиями, которые они будут выполнять на своих рабочих местах; готовят методологические документы; решают задачи и формируют досье клиентов; оценивают риски по продуктам/услугам и клиентам, предлагают решения по минимизации рисков по ПОД/ФТ, то есть делают все то, что им придется выполнять в своих компаниях, которые их направили на обучение к нам.
В Новосибирске в ноябре 2018 года, совместно с Ассоциацией микрофинансовых организаций «Сибирь» запускаем аналогичную программу коуч – семинар по подготовке специалистов по финансовому мониторингу.
В преддверии 4 раунда ФАТФ взаимных оценок, требования со стороны Банка России, будут только усиливаться, будут проверки методологических документов и проверка выполнения всех требований предусмотренных 115-ФЗ, проводиться анализ рисков по ПОД/ФТ в поднадзорных организациях.
Стоимость обучения на наших коуч – семинарах составляет 20 000 рублей, предусмотрена система скидок подписчикам журнала «Микрофинансовые организации: Учет. Надзор. Регулирование», членам АМО «Сибирь» и постоянный клиентам. Предоставляется полный комплект документов по ПОД/ФТ и ФРОМУ, и самое главное багаж знаний, что подтверждается Свидетельством о прохождении обучения.
Вы упомянули про проверки со стороны регулятора. Как проходят проверки, как подготовиться к проверке по ПОД/ФТ?
В рамках исполнения 115-ФЗ, проверки могут быть дистанционные, с выездом на место, а так же обращаю внимание могут быть без предварительного уведомления, то есть времени на подготовку нет.
Конечно, в организации в любое время должно быть все готово, реализация требований предъявляемых в рамках 115-ФЗ, это ежедневная работа, анализ, оценка, проверка и т.д. К сожалению, то, что я наблюдаю на микрофинансовом рынке, оставляет желать лучшего.
Сейчас Банк России проводит большой комплекс мероприятий в рамках дистанционной проверки, через Личные кабинеты, размещенные на портале Банка России, приходят запросы на предоставление тех или иных документов по ПОД/ФТ, по итогам мероприятий могут направить Предписание на устранение нарушений, наложить штрафы на организацию и ответственного сотрудника.
Выездные проверки проходят тяжело для поднадзорных организаций Банка России, не желание микрофинансистами ответственно подходить к вопросу ПОД/ФТ, приводит к большим штрафам.
Микрофинансовый рынок сформировался, понятны требования, предъявляемые надзорными органами, поэтому поблажек больше не будет, все серьезно и навсегда.
Самое правильное решение, на мой взгляд, изучать нормативные документы, следить внимательно за их изменениями, следовать строго букве закона и выполнять все рекомендации надзорных органов.