Взять деньги в банке и отдать мошенникам
Мошенники пользуются низкой финансовой грамотностью россиян. 36% граждан не могут посчитать процент от суммы. В ходе мастер-класса, организованного для победителей конкурса финансовой журналистики в России «Рублевая зона», Андрей Паранич (СРО НП «МиР») озвучил цифры, касающиеся финансовой грамотности людей. Вернее же сказать, финансовой безграмотности.
При этом 36% граждан даже затрудняются посчитать процент от суммы. 41% не верят в возможность справедливого урегулирования конфликта с финансистами. Это приводят к тому, что они идут в некую серую область и хотят найти правду там. Лишь небольшой процент жалуются в Роспотребнадзор и ЦБ. Но большинство или прячутся от кредитора при возникновении просрочек и других проблем, или идут к «раздолжнителям» и прочим серым конторам, в надежде найти там помощь. По словам эксперта, 60% россиян не в состоянии нести ответственность за финансовые решения.
На сегодня 42% россиян имеют задолженность по кредитам и займам. Это, включая, младенцев и стариков. То есть, по сути, практически все россияне имеют задолженность по кредитам. По мнению эксперта, само по себе это нормально. Дело не в самом факте использования заемных средств населением, а в структуре задолженности. В развитых странах преобладает задолженность по ипотеке, в России же по потребкредитам, с высокими ставками, и высокой процентной нагрузкой на семейный бюджет. И это серьезная проблема. (Данный факт перекликается с цифрой 60%, когда люди не отдают себе отчета, зачем и на что они берут деньги взаймы).
65% не желают получать финансовую информацию. Первый аргумент - все равно у меня нет денег, зачем мне финансовая грамотность, второй - я все знаю. Как пояснил эксперт, более тонкие вопросы доказывают, что те, кто «все знают» либо заблуждаются, либо не используют полученные знания на практике. Появился даже термин «ложная грамотность» - 25% заемщиков о своей осведомленности высокого мнения, при том они не могут ответить на элементарные вопросы из области финансов. Остальные подтверждают свою финграмотность и на многие вопросы отвечают верно. Но имея информацию, ею почему-то не пользуются, поступают в реальной жизни вопреки своим знаниям. Знания и навыки отличаются кардинально. По мнению Андрея Паранича, стоит преподавать уроки финансовой грамотности детям в обязательном порядке. Причем, сделать уроки не факультативными, а частью общеобразовательной программы.
По словам эксперта, учебник уже готов, он в двух вариантах. На сегодня идут согласования с ЦБ, планируется выход на регионы с пилотным проектом.