Пенсионные фонды озолотятся
Пенсионным фондам хотят разрешить вкладываться в драгметаллы.
В Госдуму на следующей неделе будет внесен новый законопроект, по которому триллионы рублей, находящиеся под управлением негосударственных пенсионных фондов, будут вкладываться в золото, серебро и платину. Эта мера должна оживить инвестиционные и пенсионные накопления, которые в последние время показывали довольно низкую доходность.
В 2000 году правительством в ходе реформы была введена накопительная часть пенсии. По планам в нее должно было отчисляться 6% от заработной платы — пятая часть социальных взносов. Граждане,1967 года рождения и моложе, могли разместить эти деньги в любом пенсионном фонде для инвестирования и приумножения. По умолчанию эти средства направлялись в Пенсионный фонд России. Граждане также могли направить их по заявлению в пользу многочисленных негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
Все изменилось в 2013 году. Бюджетные проблемы заморозили пенсионные накопления. 6% стали поступать на страховую часть пенсии. Изначально предполагалось, что это временная мера, но по ежегодному продлению моратория становилось ясно — идея имеет долгосрочный характер.
В настоящее время Центробанком выдвинуто предложение по созданию системы добровольных пенсионных накоплений. Сюда же относятся и простимулированные государством налоговые вычеты.
Однако, самым интригующим предложением в новом документе стал вопрос о разрешении НПФ инвестирования будущих средств пенсионеров в драгоценные металлы. В мире происходит настоящий бум интереса к такому виду вложений. Золото достигло отметки в $1911,7 за тройскую унцию, увеличиваясь в цене на $400 за какие-то полгода. Осталось совсем чуть чуть до рекордной отметки в $1920 за унцию.
Стремительно растут цены и на серебро. Данный металл с марта 2020 года прибавил в стоимости на четверть. Прошлая неделя ознаменовалась для него отметкой в $20 — это впервые за последние 7 лет.
Палладий получил статус самого «горячего» металла последних лет на всем рынке. С 2016 года он подорожал в 4 раза. На сегодняшний день унция палладия стоит $2200, и есть все основания, считать данную ситуацию стабильной.
Спрос на драгоценные металлы сейчас очень велик. Большинство мировых регуляторов взялись активно пополнять свои резервы золотом. В последнее время добыча этого металла не успевает за потребностями, хотя и постоянно растет. В 2019 году она достигла 3300 тонн.
Заметим однако же, что Центробанк в марте закупки золота приостановил, но с одной лишь целью — выровнять платежный баланс за счет экспорта этого растущего в цене металла.
У населения России также вырос интерес к драгоценным металлам. Нет сомнения, что НПФ при получении разрешения, активно воспользуются новыми инструментом.
Директор рейтингов финансовых институтов Национального рейтингового агентства (НРА) Юрий Ногин в интервью «Известиям», заявил, что вложения в золото в нынешней ситуации являются защитными инвестициями.
Он уточнил, что: “С точки зрения рисков вложения в золото всегда рассматривались как консервативный инструмент, который можно хеджировать текущими биржевыми производными финансовыми инструментами. На инвестиции в драгоценные металлы можно смотреть как на защитные вложения в период высокой рыночной волатильности на фондовых рынках”.
И добавил, что “еще одним смыслом изменений является унификация правил инвестирования”. “Можно сказать, что регулятор выстраивает общие правила инвестирования для различных субъектов коллективных инвестиций (так, страховые организации имеют право вкладываться в драгоценные металлы)”.
Михаил Коган, руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» считает, что строгие нормативные меры к инвестированию пенсионных сбережений тормозят развитие сектора НПФ и требуют корректировки. Об этом говорят многократные просьбы со стороны участников индустрии.
Из заявления Когана следует, что новые инструменты финансового рынка дают возможности более конкурентные по доходности в сравнению с банковскими депозитами. Это может увеличить доход НПФ, при этом участие инфраструктуры Московской биржи фактически нивелирует кредитный риск.