Будет ли «цифра» в законе

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

21 июля 2020 года Госдума во втором чтении приняла законопроект о цифровых финансовых активах (ЦФА). Пока весенние дополнения, которые наделали столько шума среди финансистов и вызвали критику со стороны Минэкономики, не рассматривались. Об этом пишет газета Коммерсантъ.

Что не так в весенних законопроектах

Весенние проекты касались регулирования обращения криптовалют. Камнем преткновения стал запрет оборота, участия в создании (майнинг) и даже рекламы цифровых валют, выпущенных не под внутренним регулированием.

Запрет таких мировых валют, как биткоин и эфир, привело бы, по мнению экспертов, к уходу рынка за рубеж и серьезным потерям в экономике (более 2 миллиардов долларов в год). Ведь 10% от суточного оборота рынка криптовалют (около 15 миллиардов долларов) приходится на русскоязычные проекты.

После многочисленных дебатов, которые разгорелись вокруг дополнений, было решено законопроект о ЦФА принять первым, отложив проект о регулировании оборота цифровых валют до осени.

Чего ожидать от новых законов

В принятый проект вошли положения из вышеназванных дополнений, касающиеся определения цифрового актива. По утверждению председателя комитета Государственной думы по финрынку А. Аксакова, на которое ссылается Коммерсантъ, это было необходимо для того, чтобы достигнуть конкретности в разграничении понятий цифровых активов и криптовалют. Это облегчит в дальнейшем проработку вопросов регулирования, которое, по словам Аксакова, хотели, да не успели прописать в настоящем законопроекте.

Однако эксперты полагают, что одно только определение термина – не разъясняет ситуации, и судьбу данного сегмента в гораздо большей степени решает то, каким будет состав и смысл профильного закона.

Тем более, что и само определение виртуальной валюты несколько сомнительно. Например, согласно закону, криптовалюта станет официально признанным платежным инструментом в России. Загвоздка в том, что термин «цифровая валюта» не охватывает весь сегмент, а касается только традиционных цифровых денежных единиц, в частности, биткоина. При этом под него не подпадают стейблоки – криптовалюты с привязкой к реальным активам, а также токины – цифровые аналоги ценных бумаг.

В рассмотренном законопроекте имеется ссылка на законы о регулировании организации майнинга и обращения цифровых денег в РФ. Но пока неизвестно, какие ограничения или запреты по этим операциям в них будут предусмотрены.

Что же касается прогнозов относительно следующего законопроекта, глава комитета отметил, что в определении степени лояльности к криптовалюте будет проявлен творческий подход. Оба закона должны вступить в силу одновременно – с 1 января следующего года. Поэтому работа над вторым законопроектом уже ведется с расчетом на осеннюю сессию.

Какие изменения повлекут новые законы

Эксперты считают, что одновременно с новыми законами необходимо вынести на обсуждение и поправки к Налоговому кодексу, поскольку судебная защита прав будет доступна только тем, кто предоставил отчет о криптовалюте в налоговые органы. А значит, требует уточнения порядок декларирования виртуальных доходов.

Кроме того, необходимо переработать ранее опубликованные инициативы по уголовной ответственности за нелегальный оборот цифровых денег и урегулировать порядок конвертации криптографических валют на фидуциарные. Пока закон обходит эту наиболее популярную операцию стороной.

Информация была полезна?
14 оценок, среднее: 4.8 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie