Центробанк интересуется блокчейном

Информация обновлена: 27.07.2020

Цифровые инновации находятся в фокусе внимания регулятора. На микрофинансовой конференции в Санкт-Петербурге, организованной НАУМИР представитель Банка России Михаил Мамута рассказал о том, как регулятор оценивает «прекрасное близкое» финансовых рынков.

Банк России видит хорошие перспективы в развитии блокчейна. Об этом рассказал  Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ.

Блокчейн, мы тебе доверяем!

При этом он подчеркнул, что  криптовалюты и блокчейн нужно разделять. Технология блокчейн хотя и лежит в основе цифровой валюты биткоин, но  ею не ограничивается. Ведь блокчейн – способ хранения и распределения информации. Распределительный реестр – это и  сама база данных с информацией о владельце, правах собственности и  собственно технология. Даже не  обязательно эта технология связана с финансовым сектором. Например, сегодня Росреестр применяет блокчейн для хранения информации о владельцах, правах собственности. Технология повышает доверие к информации, хранящейся в базе, так как ее невозможно подтасовать.

«Идея блокчейна состоит в том, что при совершении любой транзакции информация об этих транзакциях объединяется в блоки, и эти блоки хранятся на всех компьютерах системы. Таким образом, теоретически, в этой системе невозможно задним числом изменить данные, что говорит об очень высокой надежности и перспективности блокчейна»,  - пояснил  спикер. «Правда, теоретически возможен  взлом с помощью квантовых компьютеров, поэтому звучат идеи перевести технологию на квантовое шифрование», -  отметил эксперт в качестве экскурса в еще более передовое цифровое будущее.

В любом случае на  микрофинансовую отрасль эта технология может оказать значительное влияние, по мнению эксперта. Тем более, что МФО мобильнее банков и быстро осваивают все новое.

Умные контракты в действии

Например, блокчейн может хранить информацию о смарт-контрактах. Смарт-контракты – электронные алгоритмы, которые позволяют автоматизировать процесс заключения, регистрации и исполнение договора на всех этапах. Это «умные контракты», снимающие риски сторон. Для финансовых договоров это более чем актуально.

Клиент сам себе голова

Открытая АПИ – технология, которая  также поменяет ландшафт финансовых услуг, считает спикер. Система единых правил для подключения, например, к банку с целью получения доступа к счетам, при согласии самого клиента, по одному открытому протоколу открывает большие возможности для микрофинансового сектора. Открытый протокол обмена данными позволит клиенту самому решать,  кому давать доступ к счетам. Банки в рамках старой платежной директивы не могут запретить работать тем же МФО со счетами граждан, если клиент этого желает. Клиент уже сегодня  перестает хранить верность бренду, для него важны достоинства конкретного продукта, скорость обслуживания.

Спасибо за помощь, жму твою виртуальную руку

Особое внимание Михаил Мамута уделил робо-эдвайзерам. В настоящее время электронные помощники применяются в основном на инвестиционном рынке. И представляет собой помощники-агрегаторы по подбору инвестиционных инструментов. Но это актуально и в других секторах финрынка. Вместо того, чтобы самому анализировать параметры многих компаний и продуктов, клиент задает нужные акценты и получает выборку по всем имеющимся в интернете предложениям по заданным рамкам.

«Сегодня гражданам приходится анализировать огромные информационные массивы, выбрать из них лучшее предложение человеку без специальных навыков достаточно тяжело. В этой связи люди часто становятся жертвой нечестных продаж, когда их вводят в заблуждение относительно характеристики продукта», - отметил спикер.

Такие финансовые супермаркеты, по его мнению, скоро станут привычными в течение ближайших 5 лет. Но для того, чтобы робот действительно отсекал недобросовестные предложения и  делал правильный анализ, необходимы создание точного алгоритма и  проверка его работоспособности. Здесь важна роль Банка России, как защитника прав потребителей финуслуг.  По словам представителя Центробанка, регулятор не будет в стороне от новинок. Понимая, что у цифровых финансовых услуг большое будущее, но и большой объем рисков, Банк России уже сегодня инициировал разработку стандартов в данном сегменте.

«В отличие от человека, к робо-эдвайзеру нельзя применить опыт работы, стаж, образование. Здесь должна быть проверка работоспособности алгоритма», - подчеркнул Михаил Мамута.

Нужны четкие требования к робо-эдвайзерам, чтобы они не насоветовали чего-то, что будет потребителю во вред. Михаил Мамута подчеркнул, что  все это близкое будущее, скорость инноваций нарастает, к этому нужно быть готовыми и финансовым компаниям, и регулятору. Спикер отметил, что  содействие развитию цифровых финансовых услуг, повышающих финансовую доступность для населения с одновременным контролем рисков – приоритетная практическая задача для регулятора.

(22 оценок, среднее: 4.2 из 5)
Оставить комментарий