Финтех-компании за 4 года удвоили долю рынка потребкредитов

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

Компания Experian опубликовала "Отчет о тенденциях финансово-технологического рынка" (Fintech Marketplace Trends Report), который демонстрирует интересные результаты в отношении потребительских кредитов без обеспечения, предоставляемых финтех-компаниями.

Согласно отчету, растет конкуренция в области потребительского кредитования между традиционными финансовыми учреждениями и финтех-компаниями, причем последние за 4 года более чем вдвое увеличили свою долю рынка – до 49,4% по сравнению с 22,4% в 2015 г. Данные Experian также показывают значительный рост категории необеспеченных потребительских кредитов за последние 4 года: в марте 2019 г. было выдано 1,3 млн новых кредитов против 656 000 в марте 2015 г.

Сравнивая суммы выдаваемых кредитов, Experian установил, что средняя сумма кредита в компаниях финансово-технологической отрасли составила $5548, тогда как у традиционных кредитных учрежденийтакая сумма достигла $7383.

Это разительно отличается от пикового периода 2016 г., когда средняя сумма кредитов, выдаваемых финтех-компаниями, приблизилась к $12 000. Хотя средняя сумма кредита финтех-компаний на протяжении времени стабильно снижается, заемщики все чаще обращаются в кредитные учреждения финтех-отрасли за потребительскими кредитами без обеспечения.

Финансовый профиль сегодняшнегозаемщика финтех-компаний в США

Сегодня американский заемщик финтех-компаний имеет среднее значение VantageScore® на уровне 650, что на десять пунктов ниже, чем в 2016 г., в то время как для традиционных заемщиков этот показатель равен 649 и вырос на один пункт по сравнению с 2016 годом.

При сравнении портфелей и средних кредитных скоринговых баллов клиентов финтех-компании и традиционных финансовых учреждений Experian установила, что в финтех-отрасли больше заемщиков достаточно благонадежной категории (nearprime), чем в традиционных кредитных организациях: 33,6% против 27,8%.

В то время как традиционные банки привлекают самых благонадежных клиентов (категория superprime, 6,8% по сравнению с 5,5% у финтех-компаний), у них также больше заемщиков высокорисковой категории(subprime, 26,5% против 24,6% у финтех-компаний) и очень высокой категории риска (deepsubprime, 2,9% по сравнению с 1% у финтех-компаний). Благонадежные заемщики категории prime составляют 35,9% у традиционных учреждений и 35,3% у финтех-компаний. Это свидетельствует о том, чтофинтех-компании присоединяются к массовым направлениям и фактически ориентируются на тех же клиентов, что и традиционные банки.

Скоринговые баллы заемщиков распределяются по категориям следующим образом: самые благонадежные заемщики (super-prime): 781–850, благонадежные (prime): 661–780, достаточно благонадежные (nearprime): 601–660, высокорисковые (sub-prime): 500–600 и очень высокой категории риска (deepsub-prime): 300–499.

Из отчета также следует, что уровень просроченной задолженности у традиционных кредитных учреждений растет, а у финтех-компаний остается достаточно стабильным. Как показал анализ, 5,7% традиционных кредитов имеют просроченную задолженность 90 дней и более, что составляет рост в 46% в годовом исчислении. При этом хотя финтех-компании имеют аналогичный процент просроченной задолженности (5,4% просрочки в 90 дней и более), у них отмечено снижение уровня просроченной задолженности в годовом исчислении на два процента.

Мы видим, что финтех-компании предлагают оптимизированное обслуживание в цифровом пространстве с ориентацией на клиента. Возможно, именно этим объясняется их существенный рост в области потребительских кредитов. Вероятно, популярность финтех-компаний будет только расти, поскольку они устраняют потенциальные барьеры для заемщиков и тем самым повышают удовлетворенность клиентов от обслуживания. Грег Райт, директор по контролю производства, Experian Consumer Information Services

Заёмщики финтех-компаний - кто они?

В отчёте Experian не только проанализированы финансовые профили заёмщиков, но и установлено, какие поколения наиболее склонны брать потребительские кредиты в финтех-компаниях, а не в традиционных банках:

  • Беби-бумеры, поколение X и поколение Y лидируют в числе получателей потребительских кредитов и в традиционных учреждениях, и в финтех-компаниях
  • Представители поколения X (38 – 52 года) предпочитают финтех-компании: 35,9% против 32,6% в традиционных банках
  • С ними солидарны и представители самой юной группы –поколения Z (18–23 года) – они тоже чаще обращаются в финтех-компании: 5% по сравнению с 3,1%в традиционные банки
  • Аналогичная тенденция наблюдается у поколения Y (24– 37 лет): на долю этой группы приходится 34,9% потребительских кредитов в финтех-компаниях по сравнению с 24,9% в традиционных банках
  • Наиболее значительное отличие прослеживается у беби-бумеров (53– 72 года), которые охотнее берут кредиты в традиционных организациях: 33,5% против 21,9% в финтех-компаниях
  • Аналогичным образом, молчаливое поколение (73 года и старше) сохраняет приверженность традиционным банкам: 6% по сравнению с 2,2% в финансово-технологической отрасли
Информация была полезна?
23 оценки, среднее: 4.6 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie