Саморегулирование коллекторов

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

Теперь Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств имеет право инициировать предложения по надзору за рынком взыскания. Об этом сообщил представитель объединения Виктор Семендуев в ходе микрофинансового форума, который прошел в апреле в  Казани.

Спикер отметил, что сегодня НАПКА объединяет большинство добросовестных агентств. Еще до принятия закона о коллекшене НАПКА разработала свой кодекс этики взыскателя, нарушители стандартов деятельности  получают не только порицание со стороны коллег, но и реальные штрафы.

С получением статуса саморегулируемой организации НАПКА получает  возможность принимать участие в судьбе рынка - участвовать в обсуждении новых законодательных актов, касающихся коллекшена. Самим инициировать предложения по вопросам реализации политики в отношении деятельности по возврату долгов. Кроме этого на законных основаниях можно вставать на защиту рынка, оспаривать  действия государственных органов, нарушающих права саморегулируемой организации или ее членов. Виктор Семендуев, представитель объединения

При этом коллекторы выступают за то, чтобы саморегулирование из добровольного стало обязательным, как на рынке микрофинансистов. Учрежден юридический комитет, ведет работу комитет по PR, создан комитет по агентскому бизнесу.

Виктор Семендуев назвал основные проблемы на рынке взыскания:

  • снижение контактности с должниками
  • потребительский экстремизм
  • деятельность «черных коллекторов»

Компании, не состоящие в реестре ФССП, по-прежнему портят репутацию белых коллекторов, которые стремятся к имиджу финансовых консультантов. Методы «черных коллекторов» - надавить и напугать. Методы профессиональных взыскателей -  разъяснить правовые последствия неплатежей, подсказать пути решения проблемы, помочь не испортить кредитную историю. До имиджа финансового доктора, дающего рекомендации «недомогающему» заемщику   еще далеко. Но работа ведется, это и наведение порядка среди членов объединения, и борьба с серым рынком коллекшена. В отношении легальных агентств тоже жалуются часто, но треть дел не проходит проверку судебной практикой.

Иначе говоря – люди жалуются от досады, невозможности погасить долги, или от обиды,  что их в разговоре назвали должниками. Граждане наслышаны о новом законе, защищающем их права, и не редко думают, что это означает, что закон их освобождает от уплаты самой задолженности.

В социальных сетях советуют друг другу не платить микрозаймы, кредиты, даже если есть финансовая возможность.  Такой потребительский экстремизм ни к чему хорошему не ведет. Долги все равно приходится возвращать, но уже по суду, оплачивая при этом из своего кармана судебные издержки.

Нужно говорить в СМИ не только о правах, но и об обязанностях по выплате долгов. Установление лимита на контакты  с должниками снизили эффективность взыскания. Коллекторы планируют поучаствовать в доработке закона, ведь сегодня в нем нет точного определения состоявшегося контакта.

Если коллектор успел представиться, а должник тут же кинул трубку, не выслушав даже информацию о сумме долга, это считать контактом? А если на линии случились неполадки и разговор прервался? Перезвонить – это означает нарушить закон? Сообщество коллекторов

В целом, по мнению спикера, рынок становится более чистым, претензий, возможно, даже больше, чем раньше, но это эффект от принятия закона и повышения активности граждан. Люди теперь знают. Куда жаловаться – в НАПКА, если компания состоит в СРО, и в ФССП – как регулятору.

Информация была полезна?
24 оценки, среднее: 4.3 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie