Динамика выдачи автокредитов в 1 квартале 2017 года

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

По информации 4 100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 1 кв. 2017 года количество купленных в кредит автомобилей составило 126,3 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23,6% (в 1 кв. 2016 года – 102,2 тыс. единиц). В то же время, в сравнении с предыдущим кварталом количество кредитных автомобилей, наоборот, сократилось на 30,9% (в 4 кв. 2016 года – 165,3 тыс. единиц) (Диаграмма 1).

Диаграмма 1
Диаграмма 1. Динамика выдачи* автокредитов в 2015-2017 гг., в тыс. ед.

В свою очередь, объемы автокредитования в 1 кв. 2017 г. выросли на 37,3% и составили 87,0 млрд руб. (в 1 кв. 2016 года – 64,4 млрд руб.). Однако, по сравнению с предыдущим кварталом, в 1 кв. 2017 г. сумма выданных автокредитов оказалась на 19,7% меньше (в 4 кв. 2016 года – 108,4 млрд руб.). Сопоставление данных о рынке автомобилей, предоставленных аналитическим агентством «Автостат», и количества выданных автокредитов указывает на существенное увеличение доли кредитных автомобилей в общем объеме автомобильного рынка (Таблица 1).

Так, в 1 квартале 2017 года доля автомобилей, купленных в кредит, составила 45,1% от общих продаж, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7 процентных пунктов (в 1 квартале 2016 года – 38,1%).

Таблица 1. Динамика рынка новых автомобилей, выдачи автокредитов и доли автомобилей, купленных в кредит в 1 кв. 2014-2017 гг.

Период Выдачи автокредитов*, тыс. ед. Объем рынка** автомобилей, тыс. ед. Доля кредитных автомобилей*** в объеме рынка
1 кв. 2014 г. 194,1 555,5 34,94%
1 кв. 2015 г. 60,4 275,2 21,95%
1 кв. 2016 г. 102,1 268,2 38,07%
1 кв. 2017 г. 126,3 280,3 45,06%
Темпы выдачи автокредитов и, соответственно, их доля в структуре авторынка неуклонно растут. При этом качество автокредитов стабилизировалась и ситуация с просрочкой в этом сегменте розничного кредитования существенно лучше, чем в случае с необеспеченными кредитами. Важно, что новые данные и решения НБКИ позволяют кредиторам проводить детализированную оценку риск-профиля заемщиков и управлять рисками. Если говорить о факторах, продолжающих сдерживать развитие не только автокредитования, но и всего авторынка, то, по нашему мнению, главным из них по-прежнему остается снижение реальных доходов населения. Александр Викулин, Генеральный директор НБКИ
Вот уже второй квартал подряд мы наблюдаем рост продаж автомобилей по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Что касается роста доли кредитных автомобилей в структуре рынка, то он во многом обусловлен реализацией госпрограммы льготного автокредитования, действие которой было продлено и на 2017 год. Таким образом, автокредитование остается для банков одним из достаточно привлекательных продуктов розничного кредитования, а для граждан – одним из наиболее доступных способов приобретения автомобилей. Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат»

Таблица 2. ТОП-10 регионов с наибольшими объемами рынка в 1 квартале 2017 года

Регионы   Объем** рынка в 1 кв. 2017 года, ед. Автокредиты Доля*** автокредитов в объеме рынка в 1 кв. 2017 года
1 квартал 2017 года, ед. Изменение к 1 кварталу 2016 г., в %
Москва 43 756 11 973 12,0% 27,4%
Московская область 24 002 8 513 19,0% 35,5%
Санкт-Петербург 19 925 9 119 19,5% 45,8%
Республика Татарстан 13 728 7 459 14,3% 54,3%
Краснодарский край 10 480 4 308 27,5% 41,1%
Республика Башкортостан 9 800 5 466 26,7% 55,8%
Самарская область 9 001 4 358 13,6% 48,4%
Ростовская область 7 739 3 519 23,2% 45,5%
Свердловская область 7 701 3 856 40,1% 50,1%
Нижегородская область 7 158 3 982 14,3% 55,6%

Таблица 3. ТОП-10 регионов с наибольшей долей автокредитов в структуре рынка в 1 квартале 2017 года

Регионы Доля*** автокредитов в объеме рынка в 1 кв.  2017 года, в % Автокредиты Объем** рынка в 1 кв. 2017 года
1 кв. 2017 года Изменение к 1 кв. 2016 г., в %  
Чукотский АО 100,0% 8 -50,0% 8
Республика Тыва 93,3% 83 50,9% 89
Республика Саха (Якутия) 75,2% 297 38,1% 395
Республика Адыгея 74,4% 410 31,4% 551
Ленинградская область 73,2% 2 455 27,0% 3 354
Республика Марий Эл 71,7% 723 31,7% 1009
Удмуртская Республика 71,6% 2 149 16,4% 3 001
Камчатский край 71,1% 69 32,7% 97
Республика Бурятия 66,3% 185 43,4% 279
Забайкальский край 65,3% 211 90,1% 323

* С учетом автомобилей с пробегом. **На основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ. *** Доля кредитов, выданных на новые автомобили несколько меньше, т.к. отсутствует разбивка данных по выдачам кредитов на новые автомобили и автомобили с пробегом.

Информация была полезна?
25 оценок, среднее: 4.1 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie