Центробанк намерен запретить банкам навязывать дополнительные услуги к кредитам
ЦБ РФ планирует на уровне закона запретить навязывать лишние услуги при выдаче кредитов населению. Банки и МФО не смогут создавать видимость того, что клиенты обязаны приобрести дополнительные продукты, чтобы им не отказали в кредитовании.
Суть инициативы
Заемщики часто еще на стадии оформления кредитного договора полагают, что если они откажутся от предложения менеджера банка о покупке товара или услуги, то им не одобрят кредит. В итоге они соглашаются на все условия. Правозащитник Михаил Мамута рассказал «Известия», что в одной организации убедили клиента приобрести флешку с советами автомобилистов за 147 000 рублей.
Регулятор осведомлен о практике навязывания ненужных услуг, поэтому подготовил поправки ко второму чтению законопроекта о полной стоимости кредита (ПСК). В случае их принятия сотрудникам банков и МФО будет сложнее продавать страховки, подписки, инвестиционные монеты и другие услуги.
Что изменится в случае принятия поправок
Менеджеры банков не смогут обманывать заемщиков, что те гарантированно получат кредит под 4%, если выпустят зарплатную карту, представят залог или раскроют сведения о своем финансовом положении. Клиенты будут знать наверняка: отказ от ненужных банковских продуктов не является поводом для отказа в выдаче кредитных средств.
Если поправки примут во втором чтении, навязывание услуг, товаров и работ будет вне закона. Банкам придется учитывать при расчете ПСК и указывать в заявках опции, которые напрямую влияют на условия кредитования. Если услуги не относятся к кредитам прямо или косвенно, информацию о них нужно будет указывать в отдельных заявлениях.
Мнения экспертов
Правозащитник Евгения Лазарева считает, что законодательная инициатива является логичным дополнением к ранее введенным макропруденциальными лимитам (МПЛ) — ограничениям доли заемщиков с высоким показателем долговой нагрузки (ПДН). В случае с новыми поправками речь идет о закреплении в законе права банков устанавливать долю клиентов, которые не соответствуют критериям для получения льготной ставки.
Лазарева считает, что законодательное изменение поможет клиентам избежать оформления невыгодных ссуд. Потребители не будут направлять многочисленные претензии и жалобы в ЦБ РФ о том, что банк навязал им невыполнимые условия договора и повысил процентную ставку.
Андрей Столяров из НИУ ВШЭ согласен с ней и убежден, что банки обязаны знакомить клиентов со всеми подводными камнями: ставками, сроками, дополнительными условиями и так далее.
Егор Кривошея из Школы управления «Сколково» отметил, что внедрение нового законодательного запрета позволит установить санкции за подобного рода нарушения. Но эксперт подчеркнул, что определение меры ответственности — предмет для отдельной дискуссии.
Источник: Известия