Какие изменения произойдут во взыскании просроченных долгов в России
Минюст подготовил поправки, в соответствии с которыми взыскатели будут предупреждать граждан о том, что с ними ведет беседу искусственный интеллект. Изменятся правила сбора просрочек не только для коллекторов, но и для МФО и банков.
С 1 января 2024 года коллекторские компании, банки и МФО при обзвоне граждан, имеющих просрочку, должны будут предупреждать о том, кто с ним разговаривает — человек или робот. Данное требование предусмотрено проектом поправок в закон «О взыскании», разработанный Минюстом. Правительственная комиссия одобрила его 9 августа.
Рассмотрение новых правил взыскания началось еще осенью 2019 года. Минюст два раза выносил проект закона на обсуждение, последнее из которых состоялось в июне 2020 года. Профильные ведомства пришли к согласию по нововведениям только сейчас. В Минюсте подтвердили, что поправки одобрены комиссией правительства по законопроектной деятельности.
Регулирование роботов-коллекторов
На протяжении нескольких лет взыскатели используют искусственный интеллект при работе с должниками. На законодательном уровне это никак не закреплено. Поэтому поправки вносят новое понятие «автоматизированный интеллектуальный агент». Это ПО, необходимое для отправки голосовых сообщений и программы с генерацией и распознаванием речи. Благодаря этому могут вестись различные сценарии беседы. В результате, регулироваться законом будут автоинформаторы и роботы, которые могут распознавать речь и отвечать.
Законопроект предусматривает, что телефонные звонки от роботов-коллекторов будут расцениваться как взаимодействие с должником и равнозначны телефонным звонкам человека-взыскателя. Их частота и время будут лимитированы. В соответствии с действующим законодательством, коллекторы не должны приходить и звонить должникам в рабочие дни до 8:00 и после 22:00, а в выходные дни — с 20:00 и до 9:00.
Личные визиты допускаются не более одного раза в неделю, звонить коллекторы могут не более одного раза за сутки и двух раз в неделю, то есть не более восьми раз за месяц. Проект закона предусматривает, что лимиты по частоте и времени рассылки должны распространяться на сообщения в соцсетях и мессенджерах.
Звонки роботов должны расцениваться как прямое взаимодействие с должником, а последний должен быть в курсе, с кем он общается. По мнению Эльмана Мехтиева, президента Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, узнать об этом должник должен не сразу. О беседе с роботом клиенту должны сообщать в конце разговора.
Большая часть россиян отказывается разговаривать с роботом, поскольку они не хотят взаимодействовать с машиной. Отмечается, что 67% тех должников, с кем робот беседовал женским голосом, приглашали его на свидание. Об этом стало известно на основании данных одной коллекторской компании.
Изменения для коллекторов
Нововведения в закон «О взыскании» затронут также компании, основным видом деятельности которых является сбор долгов. Изменения нацелены на распространение действующих требований на МФО и банки. Они также будут находиться под надзором ФССП и обязаны сообщить до 1 марта 2023 года судебным приставам о намерении продолжать вести деятельность по взысканию долгов с физических лиц, пройти проверку на соответствие техтребованиям, предполагающим аудио- и текстовую запись бесед с задолжавшими гражданами.
После этого они будут внесены в соответствующий список взыскателей. Коллекторы будут находиться в том же реестре ФССП, в котором находятся сейчас. При этом они будут расцениваться как профессиональные коллекторские организации. Эту характеристику они должны будут добавить к названию своей организации.
В результате количество подконтрольных ФСПП взыскателей может вырасти с 400 до 2 200. Судебные приставы будут иметь право устанавливать для коллекторских компаний, кредитных и микрофинансовых организаций лимиты на определенные виды взаимодействия с должниками на срок до 60 дней.
Эльман Мехтиев отметил, что нововведения поддерживаются участниками рынка. Надзор над одним и тем же видом деятельности не должен быть разным для МФО, банков и коллекторов.
Изменения в закон увеличивают возможности обмена данными между должниками и взыскателями. Это заключается в следующем:
- Клиент сможет отказаться от общения с коллектором. Это можно сделать, направив письмо на электронную почту компании. Сейчас это возможно через нотариуса или заявление под расписку
- Согласие задолжавшего лица и третьих лиц на контакты при сборе задолженности можно получить удаленно благодаря квалифицированной электронной подписи или электронной подписи через портал Госуслуг
- Кредиторы и коллекторы могут направлять должнику уведомления через Госуслуги, но не более двух сообщений в месяц
- Взыскатели получат право сообщать должникам о том, чем чреват невозврат долга в соответствии с гражданским законодательством. Однако сообщать о передаче дела в суд, вводя таким образом их в заблуждение, запрещено
- МФО, банки и коллекторы должны прекратить взаимодействовать с должником, если ему предоставлены кредитные каникулы
- Нововведения значительно уменьшают срок (с 30 до 5 рабочих дней), в течение которого кредиторы могут сообщать гражданам о передаче или продаже долга
- Физлица по-прежнему будут иметь право взаимодействовать с кредиторами и коллекторами через третьих лиц, в число которых может входить только адвокат. Он обязан подтвердить факт того, что представляет интересы должника
Новая гарантия для должников
Общение со взыскателем через адвоката — гарантия для задолжавших граждан. Адвокаты смогут помочь заключить возможное соглашение с кредиторами или коллекторами.
Кроме того, в некоторых случаях, в переписке со взыскателями должники признавали наличие долгов. А их признание, в соответствии с гражданским законодательством, означает начало течения срока исковой давности заново. Об этом сообщил Дмитрий Уваров, член Ассоциации юристов России. В итоге, через адвоката должник не сможет ухудшить свою ситуацию с долгом.
Об этом сообщила Евгения Лазарева, руководитель проекта Народного фронта «За права заемщиков». Поправки исключат этот пробел в законодательстве. Благодаря этому коллектор-нарушитель не сможет сослаться на то, что это якобы не он передал данные в БКИ, не он общался с должником и применить иные отговорки.
Источник: РБК