THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Рынок прошел большой путь, чтобы стать прозрачным и клиентоориентированным

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

Одна из важнейших историй рынка микрофинансов России  – это имидж. Почему – сложился негативный стереотип насколько справедлив? Этот вопрос задал Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России участникам микрофинансового форума MFO RUSSIA FORUM 2018.

По мнению самого спикера, дыма без огня не бывает. «Безответственное поведение ряда компаний привело к негативу. Мы хотим помочь исправить ситуацию.  Задача поведенческого надзора - повышение доверия между потребителей и финкомпаниями», - отметил в своем выступлении представитель регулятора.

Банк России предпочитает превентивные меры, выявление «узких мест» рынка до того, как мелкое нарушение переросло в большую проблему. Пресекать недобросовестные практики в самом зародыше, делая «контрольные замеры», реагируя на жалобы – суть такого надзора.

«Превентивный надзор – выявление даже не самих нарушений, а предпосылок для нарушений. Мы помогаем предотвращать ошибки, устранять то, что мешает работать качественно.  У нас теперь, как в армии: не можешь – научим, не хочешь – заставим», - заявил спикер.

Эксперт привел цифры по жалобам и обращениям граждан, мониторинг свидетельствует, что жалобщиков стало больше. Динамика за 3 года: 2015 г. – 6,3 тыс., 2016 – 11,9 тыс.,  2017 – 12,7 тыс. Отчасти это связано с повышением финансовой грамотности населения, а также с сервисами Банка России. Сейчас пожаловаться на кредитора можно в один клик на сайте регулятора.

По словам Михаила Мамуты жалобы на непосильность долга снизились. Из этого Банк России делает вывод, что правила «иксов», то есть ограничений по начислению процентов работает. Долг теперь не может вырасти до бесконечности, при трехкратных процентах от тела долга, сумма процентов фиксируется. Выросло число жалоб на взыскание – более 50% от общего числа жалоб.

Для превентивного надзора, тех самых «замеров» компания выбирается не случайно.

«Как мы выбираем МФО для превентивного надзора: рассчитывается количество жалоб по сравнению со средним значением жалоб. Если на компанию претензий поступает больше, чем в среднем по рынку, то у нее высокий уровень потребительского риска. На кого меньше жалуются, тот  может избежать большого внимания со стороны регулятора. Списки компаний для проверки сформированы на 1 квартал 2018 года».

Начнет регулятор с проверки крупных МФО, которые делают погоду на рынке. Но при этом маленьким посоветовали не расслабляться, ведь крошечная, но недобросовестная компания может навредить рынку не меньше, чем крупная. Фон, который создается при этом, бросает тень на всех участников рынка. За имидж отрасли ответственность несут все компании без исключения.

В ближайшее время МФО проверят на предмет передачи сведения в БКИ. Более 600 компаний либо вообще не заключили договора, либо не передают информацию в бюро кредитных историй, либо передают не в полном объеме, либо не соблюдают установленные сроки. Всех участников форума предупредили, что в ближайшее время они могут получить от Банка России запросы по поводу выполнения этого требования. 

В целом, Михаил Мамута отметил, что рынок становится более прозрачным. Правда, при этом остается проблема «черных кредиторов». На них тоже жалуются. Теперь в Банке России создан специальный департамент, который будет разбираться с нелегалами.

Информация была полезна?
19 оценок, среднее: 4.7 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie