Новые правила игры на рынке МФО: вызовы, возможности и необходимость адаптации

Банк России планирует поэтапное ужесточение правил для микрофинансовых организаций в ближайшие годы. Удастся ли МФО адаптироваться к жестким условиям и сохранить свою роль на финансовом рынке, рассказал Евгений Титаев, операционный директор МКК «Академическая» (ВебЗайм).

Данил Шкробов
Данил Шкробов
Эксперт ВсеЗаймыОнлайн по банковским продуктам
Анна Марсова
Анна Марсова
Редактор

ЦБ признает микрофинансирование значимой частью финансовой системы страны, хотя в обществе эта отрасль до сих пор ассоциируется с чем-то полулегальным. При том, что эта сфера — одна из самых регулируемых, находящихся под пристальным вниманием закона. Этот аспект, с одной стороны, не дает возможности для развития недобросовестных практик и нарушений прав должников, с другой стороны, накладывает множество ограничений на бизнес.

По мнению Евгения Титаева, рынок не готов к резкому ужесточению требований к МФО. Есть риск ухода части игроков, в том числе в нелегальный сектор, что будет способствовать расцвету теневой зоны бизнеса и противоречит целям регулятора по повышению прозрачности рынка.

Во всем нужно искать баланс. Принимая такие решения, нужно учитывать политические, экономические и рыночные факторы в комплексе. Это поможет избежать негативных последствий доступности, а скорее, недоступности финансовых услуг для большинства граждан, которым отказывают в банках. А это очень высокий процент населения.

Первые глобальные изменения произойдут с 1 июля 2025 года, когда максимальная сумма переплаты, которую МФО сможет начислять заемщику, будет ограничена 100% от тела долга. Сейчас этот показатель составляет 130%.

Кроме того, будет введен период «охлаждения» между займами, а также начнет действовать ограничение «один заем в одни руки». Все эти изменения планируется реализовать в течение трех лет.

На фоне этих регуляторных новаций наблюдается удорожание банковских кредитов. При ключевой ставке 21–25% стоимость микрозайма почти сравнялась с традиционными банковскими продуктами.

Эксперт ВебЗайма не исключает дальнейшего ужесточения монетарной политики. Изменения на рынке микрофинансирования и активная политика ЦБ по сдерживанию инфляции создадут серьезные вызовы для МФО. Компаниям придется адаптироваться к более жестким условиям ведения бизнеса.

Еще одно изменение, которое ждет отрасль, ― разделение МФО на три категории: компании предпринимательского, целевого финансирования и классические МФО.

Цель деления ― упорядочивание рынка и выделение различных ниш. Если это деление носит искусственный характер, то реальный рынок будет развиваться в сторону целевых продуктов либо классических «займов до зарплаты». Важно понимать, какой портрет будет у клиента, и какие цели он будет преследовать ― предпринимательские или потребительские.

Деление МФО сблизит их с банками, кредитующими физических лиц. Компании, ориентированные на предпринимательское кредитование, будут конкурировать с банками за клиента. Важно понять, какие дополнительные выгоды можно предложить, чтобы занять свою нишу.

За счет деления регулятор стремится упорядочить рынок, повысить контроль и убрать ненадежных игроков. Это создаст преимущество для крупных МФО, которые смогут занять освободившиеся ниши. С другой стороны, разделение МФО на категории ― угроза для небольших игроков.

ВебЗайм внимательно следит за предстоящими регулятивными изменениями, инициированными Центробанком, и перестраивает некоторые бизнес-процессы с учетом ожидаемых нововведений. В частности, разрабатывает новые продукты с оглядкой на предстоящие регулятивные меры.

Ключевая задача для сервиса «ВебЗайм» ― понять, как выстраивать взаимодействие с клиентами в новых реалиях, какие продукты предлагать, где получить конкурентные преимущества и как компенсировать потенциальные риски.

Текст предоставлен компанией «ВебЗайм».

Информация была полезна?
13 оценок, среднее: 4.9 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie