Средний чек стоимости привлечения заемщика МФО
В МФО рассказали, сколько стоит привлечь нового клиента. При этом некоторые компании готовы переплатить за качественных заемщиков, которые успешно возвращают займы.
На рынке микрофинансирования на фоне ужесточения скоринга наблюдается повышение конкуренции за заемщиков. Привлечение качественных клиентов в разы дороже, чем затраты на обычных заемщиков по займам до зарплаты. Это объясняется тем, что окупаемость займа может занять несколько месяцев. Но есть и плюс — значительно увеличивается возврат предоставленных средств.
МФО существенно повысили расходы на привлечение новых заемщиков. Об этом стало известно по итогам исследования маркетплейса «Юником24» и СРО «МиР». В 2021 году у 54% микрофинансовых компаний расходы на привлечение одного клиента составляли до 1 000 рублей. В текущем году на такие издержки рассчитывают 48% МФО.
Средняя стоимость заемщика МФО
В ходе опроса эксперты рынка микрофинансирования отметили, что средний чек привлечения заемщика варьируется от 2 000 до 3 000 рублей. При этом для привлечения клиентов почти не используются офлайн-каналы. Никита Акимов, начальник аналитического управления департамента микрофинансового рынка Центробанка, отметил, что в связи с этим увеличиваются издержки компаний в отношении программного обеспечения, стоимости СМС-рассылок и иного.
На рынке МФО появились и иные сложности. Например, ограничения использования заграничных социальных сетей.
Средний бюджет МФО на привлечение новых клиентов достигает 50 млн рублей в год. Если не учитывать в общей статистике крупные МФО, то годовой бюджет у 80% компаний составит около 10–11 млн рублей.
Основными инструментами привлечения клиентов являются:
- Контекстная реклама и социальные сети — 34%
- СРА-сети — 21%
- SEO — 16%
- Рассылка — 13%
- Офлайн-реклама — 12%
- Обзвон — 5%
Марк Савиченко, старший аналитик ИК «Иволга Капитал» рассказал, что чем больше сумма займа и продолжительнее его срок, тем он дороже стоит. Наиболее дорогостоящие лиды — по займам под ПТС. Лиды по обычным займам до зарплаты являются более дешевыми.
По мнению Василия Кудукова, руководителя отдела цифрового маркетинга МФК «МигКредит», зачастую издержки на привлечение новых клиентов покрываются после предоставления второго или третьего займа.
Лучше переплатить
Среднесрочные займы дают прибыль в течение срока их действия, но на их окупаемость влияет акционная политика компании. Марк Савиченко придерживается мнения, что, если учитывать различные акции по привлечению, а также просрочки заемщика и дефолты, реальная окупаемость займов будет более продолжительной.
В связи с экономической турбулентностью и повышением требований к заемщикам возникла необходимость в дополнительном трафике, который позволил бы возместить увеличивающуюся долю отказов.
Роман Макаров, гендиректор МФК «Займер», пояснил, что в текущих условиях издержки на привлечение заемщика покрываются после того, как он своевременно вернет примерно десять займов до зарплаты, а в сегменте среднесрочных вкладов этот срок составляет несколько месяцев.
Сейчас МФО готовы переплачивать за привлечение качественных заемщиков. Андрей Грезнев, директор по маркетингу Мани Мен, считает, что лучше заплатить больше за надежных клиентов. Сейчас усиливается конкуренция за таких заемщиков, в том числе банковских.
В некоторых случаях их стоимость может составить 6-7 тысяч рублей, отметил Андрей Пономарев, генеральный директор Веббанкира. Целью является не просто предоставить займ, а выдать его тем заемщикам, которые его своевременно вернут.
Источник: Коммерсантъ