Почему автовладельцы не спешат пересаживаться на общественный транспорт
Одна из важнейших составляющих экологической повестки — отказ от личного транспорта. Но, по прогнозам аналитиков, к 2035 году в России готовы пересесть на автобусы и трамваи лишь 11% автовладельцев.
Личный транспорт — основной источник загрязнения воздуха. В среднем легковая машина сжигает до 15 литров топлива и выделяет до 9 кг углекислого газа в день. При этом только по московским улицам в 2021 году ездили 4,7 миллиона машин!
Чтобы разгрузить дороги и снизить экологический урон, была разработана Транспортная стратегия, согласно которой делается ставка на развитие общественного транспорта: открытие новых маршрутов и остановок и обновление автопарка.
Опрос показал, что 60% россиян предпочитают передвигаться на машине. В среднем россияне пользуются автомобилем до 14 раз в неделю, то есть каждый день. При этом 35% респондентов добираются до пункта назначения исключительно на машине, 25% выбирают между автомобилем и общественным транспортом. 40% опрошенных одинаково часто используют личное авто, спускаются в метро или садятся в автобус или троллейбус.
По словам респондентов, машины особенно удобны для семейных поездок, когда нужно перевезти тяжелые сумки и доехать до мест, куда не идет общественный транспорт. Например, на дачу на своей машине добираются 78% опрошенных, на природу — 77%, за продуктами или другими покупками — 60%.
Для обычных передвижений по городу, например, чтобы добраться до работы или учебы, а также на встречу с друзьями в кафе, автомобиль используют в 31–37% случаев.
В НАФИ проанализировали основные преимущества личного транспорта и такси. По их данным, было выявлено пять причин использования личного транспорта:
- Удобство передвижения и никто не нарушает личное пространство — 33%
- Отсутствие необходимости подстраиваться под расписание общественного транспорта и планировать пересадки — 25%
- Просто привыкли добираться везде на машине — 24%
- Возможность сэкономить время и быстро добраться до пункта назначения — 20%
- Необходимость совершения нескольких остановок — 17%
Четыре случая, когда автовладельцы используют общественный транспорт
Участники опроса признались, что чаще всего пойдут на остановку общественного транспорта, если у них нет другого выбора, а именно:
- Когда собственная машина недоступна — 31%
- Когда водитель плохо себя чувствует — 11%
- Когда водитель не хочет стоять в пробках — 10%
- Когда водитель выпил алкоголь или принимает сильнодействующие лекарства — 9%
Что делает общественный транспорт привлекательнее в глазах россиян
Чуть меньше половины респондентов выразили готовность чаще использовать общественный транспорт и отметили девять причин, по которым он стал бы предпочтительнее личного авто:
- Высокие цены на бензин, парковку, техобслуживание — 37%
- Невозможность управлять машиной из-за ухудшения здоровья — 37%
- Регулярная работа общественного транспорта — 34%
- Частые пробки и ДТП — 31%
- Запуск новых маршрутов в отдаленные районы города — 29%
- Установка остановок в спальных районах — 26%
- Ограничение на передвижение и парковку машин в центре города — 23%
- Низкая стоимость проезда в общественном транспорте — 22%
- Создание бесплатных парковок рядом с крупными остановками общественного транспорта — 15%
При этом лишь 7% опрошенных отметили, что готовы отказаться от личного транспорта из-за ухудшения экологической ситуации. А 4% автовладельцев наотрез отказались пересаживаться на общественный транспорт. В их числе многодетные родители и молодые люди до 24 лет.
Какие меры могут повысить популярность общественного транспорта среди населения
По мнению руководителя исследовательских проектов НАФИ Натальи Кузнецовой, чтобы донести до россиян важность отказа от личных автомобилей в пользу метро, автобусов, троллейбусов и трамваев, нужно больше вкладываться в развитие общественного транспорта. Например, запускать новые маршруты с учетом потребностей жителей городов, предложить им выгодные условия проезда, обеспечить бесплатный доступ к Wi-Fi, заботиться о чистоте и кондиционировании салона. Кроме того, важно вести активную просветительскую работу: рассказывать россиянам о влиянии личного транспорта на качество воздуха в городе, а также сообщать обо всех нововведениях, которые сделают общественный транспорт привлекательнее для потенциальных пассажиров.
Источник: НАФИ