Рекомендовано для вас
Банковский сектор России вернулся к структурному профициту ликвидности
В начале апреля банковский сектор России вернулся к структурному профициту ликвидности. Это стало возможно за счет принятых регулятором мер. Прогноз ЦБ структурного профицита ликвидности будет обновлен в мае.
Из обзора Центробанка стало известно, что в связи с притоком бюджетных средств и возвратом наличных в финансовые организации в начале апреля банковский сегмент смог вернуться к структурному профициту ликвидности.
В конце февраля банковский сектор столкнулся со структурным дефицитом ликвидности. Это произошло из-за перетока средств из банков в наличные и по целому ряду иных причин.
В итоге средний структурный дефицит ликвидности в феврале составил 1,9 трлн рублей. В марте наблюдалось его снижение до 1,1 трлн рублей. К началу апреля банковскому сектору удалось вернуться к профициту ликвидности, который достиг 0,3 трлн рублей.
Динамика ликвидности банковского сегмента за последние пять лет свидетельствует о возникновении ее дефицита только в феврале — марте этого года:
- На 1 января 2018 года — профицит в размере 2 639 трлн рублей
- На 1 января 2019 года — профицит 3 016 трлн рублей
- На 1 января 2020 года — профицит 2 761 трлн рублей
- На 1 января 2021 года — профицит 204 трлн рублей
- На 1 марта 2022 года — дефицит 5 389 трлн рублей
- На 1 апреля 2022 года — профицит 280 трлн рублей
Для перехода от дефицита ликвидности к профициту Банк России принял ряд мер:
- Ежедневно проводил аукционы «тонкой настройки», чтобы обеспечить финансовым организациям возможность привлекать и размещать средства по процентной ставке, близкой по значению к ключевой
- Расширил Ломбардный список и смягчил критерии по нерыночным активам, которые принимаются в качестве обеспечения по кредитам
- Снизил нормативы обязательных резервов банков до 2%, вследствие чего в марте кредитным организациям нужно было поддерживать меньше средств на счетах для соблюдения норматива
Благодаря этому был осуществлен переход от дефицита в 5,4 трлн рублей к профициту в размере 0,3 трлн рублей.
В материале ЦБ указывается, что в начале текущего месяца задолженность финансовых организаций по операциям рефинансирования достигла максимума из-за большого оттока ликвидности в конце февраля и начале марта. В дальнейшем востребованность операций рефинансирования стала уменьшаться, и кредитным организациям удалось возвратить основную часть привлеченных до этого средств.
В докладе ЦБ отмечается также, что в первые две недели марта прослеживался дефицит валютной ликвидности из-за санкционных мер против России, а именно — введения запрета на ввоз в нашу страну валюты и заморозки валютных счетов Центробанка, а также из-за повышенного спроса россиян на валюту.
По мере нормализации положения Центробанк постепенно вернулся к обычному регулированию объема ликвидности за счет проведения недельных аукционов, формируя таким образом условия для стабилизации операционной процедуры.
ЦБ в обзоре резюмировал, что даже на фоне повышенной волатильности денежных потоков система инструментов денежно-кредитной политики регулятора смогла полностью покрыть потребность банков в ликвидности и возместить воздействие внешних факторов.
Принимая во внимание уточненный макроэкономический прогноз, Банк России актуализирует прогноз структурного профицита ликвидности банковского сегмента на конец текущего года в обзоре денежно-кредитной политики в мае.
Источник: Интерфакс
Оставить комментарий
Отмена