THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

В НАФИ провели исследование инфляционной грамотности россиян

За три года в России стало на 16% больше людей, знакомых со словом «инфляция». Сейчас этот показатель составляет 94%. Индекс инфляционной грамотности вырос с 21 пунктов до 35. Доля россиян, сохраняющих свои сбережения от обесценивания, увеличилась с 15 до 40%.

Карина Давыдова
Карина Давыдова
Эксперт ВЗО по банковским продуктам

В марте 2023 года исследователи НАФИ провели второй мониторинг инфляционной грамотности жителей РФ. В опросе приняли участие 1 600 россиян от 18 лет из разных городов. Ответы респондентов сравнили с итогами исследования 2020 года.

За последние три года доля людей, знакомых с термином «инфляция», выросла с 78% до 94%. При этом хорошо осведомленных оказалось 46% респондентов. В 2020 году этот показатель был 28%. В общих чертах знакомы с вопросом 48% опрошенных — на 2% больше, чем три года назад. Среди тех, кто знаком с термином, правильно его понимают 58% — на 5% больше, чем в 2020 году.

Ошибочно понимают значение этого слова россияне 25–34 лет. Они связывают его с резким изменением обменного курса валют или с дефицитом денег в экономике. Правильное определение чаще других дают россияне старше 45 лет.

Ничего не знают об инфляции 6% — на 16% меньше, чем в 2023 году. Больше всего таких ответов в возрастной группе до 24 лет.

Правильное определение инфляции из нескольких выбрали 55% опрошенных. Эти респонденты ответили на вопрос о природе инфляции и ее причинах. Большинство из них отметили как минимум один правильный фактор — 74%. В 2020 году таких людей было 80%.

За три года на 25% выросло число тех, кто видит причину инфляции в монопольных сговорах, из-за которых растут цены. Такая тенденция может повредить репутации крупных компаний.

Россияне стали немного лучше понимать, как государство регулирует уровень инфляции. Не меньше одного правильного ответа выбрали 17% респондентов — на 6% больше, чем в 2020 году. Это понимание повышает доверие к Центробанку, Минэку и Минфину.

Тренды 2022–2023 годов

Доля россиян, которые следят за уровнем инфляции, выросла в два раза — с 7% до 14%. Наблюдение за ростом цен формирует установки на бережливость, осознанное потребление, закупку товаров впрок по старым ценам.

Из основных трендов отмечены:

  • Курс на бережливость — 66% участников опроса заявили о готовности сократить расходы и отказаться от привычных вещей в случае финансовых проблем, а 53% сообщили, что будут искать дополнительный заработок
  • Закупка товаров впрок — так поступали 20% россиян весной 2022 года, а некоторые до сих пор продолжают делать запасы
  • Меньшее внимание упаковке и бренду, большее — качеству
  • Лояльность к российским производителям
  • Здоровое питание и осознанное потребление
  • Покупка с помощью цифровых сервисов

Учет инфляции при выборе сберегательных инструментов

Сбережения делают сегодня примерно 74% россиян. Это больше, чем три года назад. Но за это время изменилась лидирующая форма сбережений. Раньше предпочитали хранить деньги наличными рублями, сейчас — в виде вкладов на банковском беспроцентном (текущем, зарплатном) счете. Еще 5% россиян копят сбережения в иностранной наличной валюте.

34% респондентов не защищают сбережения от инфляции. За три года эта доля не изменилась. При этом с 15% до 40% выросло число россиян, которые защищают накопления от обесценивания — открывают банковские вклады, инвестируют, покупают драгметаллы, драгоценности и ценные бумаги.

Больше всего таких респондентов оказалось в старших возрастных группах. Среди людей с высшим образованием копят деньги в защищенной форме 54%, без высшего образования — 35%.

Индекс инфляционной грамотности

Этот показатель НАФИ определяет через оценку трех компонент:

  • Знания — понимание термина «инфляция», представления о причинах инфляции и мерах ее регулирования государством
  • Навыки — подход к формированию сбережений и их защита от инфляции
  • Установки — степень интереса к теме инфляции

За последние три года индекс инфляционной грамотности показал рост с 21 пунктов до 35. Показатель вырос за счет компоненты «навыки».

Самый низкий индекс отмечен в возрастной группе 24–34 года — 29 пунктов. Самый высокий — у россиян старше 55 лет (40 пунктов). Низкое значение индекса выявлено среди безработных россиян — 24 пункта, представителей рабочих профессий — 29 пунктов, технического и обслуживающего персонала — 30 пунктов.

В среднем по РФ индекс составил 35 пунктов. Самый высокий показатель оказался в Санкт-Петербурге и Москве — 49 и 34 пунктов соответственно. Самый низкий на Дальнем Востоке (23 пункта) и Северном Кавказе (24 пункта).

Источник: НАФИ

Информация была полезна?
13 оценок, среднее: 4.7 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie