НАФИ: предпринимательницы менее уверены в своей финансовой грамотности, чем их коллеги-мужчины
По данным исследования НАФИ, 28% предпринимательниц склонны сомневаться в своих бизнес-решениях, несмотря на то, что по уровню финансовой грамотности они практически не уступают более уверенным в себе мужчинам.
В исследовании аналитического центра НАФИ приняли участие 1 000 предпринимателей — представителей микро- и малого бизнеса, из них — 601 мужчина и 399 женщин. С ними проводили интервью, а также предложили пройти тест, оценивающий их уровень финансовой грамотности.
Общие показатели финансовой грамотности не сильно различаются в зависимости от пола опрошенных: 66 баллов на специализированном тесте набрали женщины и 68 баллов — мужчины. Несмотря на примерно одинаковый уровень знаний, женщины оценивают свои финансовые знания скромнее, чем мужчины. Так, 33% владельцев бизнеса считают, что у них высокий уровень финграмотности, среди предпринимательниц этот показатель ниже — 28%.
Возможно, подкрепляет мужскую самоуверенность то, что среди них большой процент тех, кто проходил специализированные программы и обучался управлению финансами в компании. В этом отношении женщины отстают от своих коллег: лишь 27% опрошенных занимались повышением уровня своих финансовых знаний против 32% респондентов-мужчин.
Принимая решения, 54% предпринимательниц предпочитают советоваться со своими родными и знакомыми, а 46% обращаются к внешним специалистам. Эти показатели ниже среди мужчин — 42% и 40% соответственно. В свою очередь 49% предпринимателей опираются на интуицию, в этом их поддерживают лишь 44% респонденток.
Большая часть предпринимателей обоих полов (93-94%) одинаково следят за доходностью и финансовыми показателями бизнеса. Из них 51-52% опрошенных ведут учет в специализированных программах, при этом пользуются «тетрадками» и хранят бумажные чеки и квитанции до 11% женщин и лишь 6% мужчин.
Предпринимательницы чаще задумываются о своем финансовом будущем и практикуют долгосрочное планирование: 63% против 59%. При этом они реже мужчин занимаются формированием финансовой подушки безопасности. Этим озадачиваются 28% мужчин и 25% женщин. Последние признаются, что не продумывают кризисные ситуации и не знают, как будут с ними справляться.
В отношении рискованных проектов мужчины и женщины сходятся во мнении: 58% и тех и других предпочитают держаться от них в стороне, несмотря на возможную высокую прибыль.
Источник: НАФИ