На каких продуктах и вещах россияне стали экономить в 2022 году
На фоне ухудшения социально-экономического положения в России многие россияне стали экономить на продуктах и прочих вещах. Рассказываем, как меняется продуктовая корзина и иные предпочтения граждан России.
По данным сервиса Зарплата.ру, большая часть россиян, а именно 80%, стала экономить весной 2022 года. Это связано с ухудшением социально-экономического положения в стране и мире. Об этом свидетельствуют данные Росстата. В первом квартале текущего года реальные денежные доходы россиян снизились на 1,2% по сравнению с 4 кварталом 2021 года. До этого наблюдалось, наоборот, увеличение этого показателя. Спад связан с введением санкций, нарушением логистических цепочек, ростом инфляции и иными негативными факторами. Экономисты прогнозируют дальнейшее снижение реальных доходов граждан в текущем году в диапазоне 6-7%.
Сейчас инфляция стала замедляться. По данным Росстата, дефляция с 4 по 10 июня составила 0,14%, а с начала текущего года цены повысились на 11,64%. По прогнозу ЦБ, инфляция к концу 2022 года составит 14-17%. На часть продуктов цены перестали расти или, наоборот, даже снижаются. Однако некоторые экономисты по-прежнему предрекают инфляцию не менее 20% в текущем году. Повышение цен уже привело к тому, что многие россияне затянули пояса и стали экономить.
Электроника
Электроника из Китая еще до кризиса была популярна среди россиян, поскольку она была более доступной, чем топовые бренды. По данным аналитического агентства TrendForce, поставки смартфонов снизились в первом квартале на 12,8%. В апреле их продажи упали на 30%. Уход ряда брендов из России и нарушение логистики привели к тому, что россияне уменьшили свои расходы на покупку гаджетов. Также стала востребованной программа trade-in, по которой можно сдать старое устройство и получить скидку на новый гаджет. Помимо китайских моделей, россияне стали отдавать предпочтение подержанным устройствам. При этом наметилась тенденция к понижению цен на смартфоны, с 3 по 10 июня цены на них уменьшились на 0,3%.
Общепит
Россияне стали экономить на ресторанах и чаще есть фастфуд. Об этом свидетельствует статистика. По данным Focus Technologies, в период с марта по апрель оборот ресторанов, находящихся в торговых цетрах, снизился на 3%, а в точках быстрого питания, наоборот, вырос на 16%. Свою роль в этом сыграло также закрытие Макдональдса.
Спорт
Затраты на спорт являются достаточно распространенной статьей расходов. На фитнесе россияне стали экономить еще в прошлом году. 5,1 млн граждан прекратили посещать спортивные клубы в 2021 году. В 2022 году прослеживается снижение объемов выручки фитнес-индустрии. По мнению Ольги Киселевой, президента Ассоциации операторов фитнес-индустрии, они могут снизиться в текущем году на 40-50% в течение полугода.
Продукты
Экс-начальник Департамента агропромышленного комплекса Правительства России Леонид Холод отметил, что россияне стали покупать больше овощей и круп, отказываясь от мяса. В данном случае действует следующий закон: если цены растут быстрее доходов граждан, то покупательский спрос снижается. Это обусловлено тем, что россияне стали переходить на простейшие овощи и мучные продукты.
Те, кто может позволить себе мясо, скорее всего поменяют свои предпочтения. Килограмм говядины в зависимости от категории обойдется в среднем в 800 рублей, тогда как свинину можно купить по цене от 250 рублей. Тушка курицы сейчас стоит от 150-160 рублей за килограмм. Утка, гусь и индейка вряд ли будут сейчас популярным блюдом на столах россиян. Килограмм филе индейки стоит в среднем 450-500 рублей. Таким образом, для россиян более доступными являются свинина и курица.
Рыба изначально была дороже мяса. Скорее всего этот разрыв только будет увеличиваться. К примеру, лосось и форель стали вовсе малодоступными продуктами.
Как следствие, спрос снизится на более дорогие продукты питания, которые не входят в повседневный набор: кондитерские изделия, дорогие колбасы, говядину и фрукты. Стоит отметить и существенное подорожание овощей с конца прошлого года.
Сильнее всего подорожал лук, морковь и свекла.
Одежда
Сейчас непростое время для владельцев магазинов одежды. Часть брендов ушла с российского рынка, а покупатели стали реже приобретать одежду. После ухода зарубежных брендов люди стали больше обращать внимание на отечественные марки. В апреле спрос на них увеличился на 28%.
Автомобили
Также наступило сложное время и для авторынка. Значительное количество брендов его покинуло и к тому же существует дефицит автозапчастей. Плюс к этому ставки по автокредитам существенно выросли, а также в разы подорожали как новые, так и подержанные машины. В текущем году их стоимость выросла с 39 до 75% по сравнению с весной прошлого года. Наиболее популярными сейчас являются авто китайского производства, а также авто с пробегом, по данным банка «Открытие».
Источник: Финам