Сбербанк и ВТБ стали лидерами по числу активных клиентов
В России впервые было проведено исследование касательно активных пользователей банковских услуг. Сделали это международная консалтинговая компания Frost & Sullivan и российский консалтинг «НЭО Центр». Так, согласно результатам исследования, лидерами за 2019 год стали гиганты Сбербанк с активной аудиторией 97,5 миллионов человек и ВТБ с аудиторией 13,3 миллиона человек. Третье и четвертое место заняли частные организации «Тинькофф» и Альфа-Банк (7,2 миллиона и 6,5 миллионов пользователей соответственно).
Активные пользователи
Безоговорочным лидером по числу активных пользователей стал Сбербанк. Его аудитория состоит из 97,5 миллионов человек. Второй – банк ВТБ с 13,3 миллионами клиентов. Третьим по численности активных пользователей за 2019 год стал Тинькофф Банк – 7,2 миллиона человек. Замыкают пятерку лидеров Альфа-Банк и Почта Банк.
Также в исследовании отмечается, что индекс проникновения финтех-услуг по России в целом составил 82 процента – третий показатель среди двадцатки крупнейших рынков в мире. Лидерами же стали Китай и Индия, где финтех-услугами активно пользуются 87 % населения. Также в пятерке ЮАР (82 процента) и Колумбия (76 процентов).
Если сравнивать эти показали 2019 года с 2017, то тройка государств с наибольшим числом активных клиентов банков, которые пользуются финтех-услугами, не изменилась. Однако подчеркивается, что в России скорость распространения услуг значительно увеличилась. За последние два года показатель сместился на 39 п.п. в РФ. Для сравнения в Индии – на 35 п.п., а в Китае – на 18 п.п.
В исследовании отмечается, что такая популярность связана прежде всего с хорошей восприимчивостью россиян к инновациям и молодостью всей финансовой системы. Драйверами развития этой области стали так называемые необанки, которые изначально были рассчитаны на обслуживание клиентов онлайн. К их числу относятся: «Тинькофф» (оценочная стоимость в 246 млрд рублей), «ЮMoney» (Яндекс.Деньги — 8,3 млрд рублей) и «Сфера» (входит в банковскую группу БКС — 1 млрд рублей).
Особенность банка «Тинькофф» в том, что он предлагает розничным клиентам дополнительные услуги, например, инвестиции и страхование. Несмотря на то, что этот банк относится к необанкам, по итогам 2019 года он вошел в тройку лидеров по числу активных клиентов. Кроме того, «Тинькофф» вошел и в топ-5 лидеров по прибыльности. По состоянию на 1 июля 2020 года сумма составила 16,2 миллиарда рублей. В исследовании указывается, что по качеству экосистемы банк «Тинькофф» является основным конкурентом Сбербанка, при том, что он обслуживает 8 миллионов человек, в то время как Сбер – 67 миллионов.
Как повлияет коронакризис
В исследовании «НЭО Центра» говорится, что пандемия коронавируса стала дополнительным дайвером развития и популярности финтех-услуг в Российской Федерации. Из-за реалий самоизоляции создание и активное внедрение дистанционных продаж стало не преимуществом для банков, а необходимостью. По данным Райффайзенбанка, за самоизоляцию почти треть россиян впервые попробовали оплатить коммунальные услуги через интернет, а четверть граждан в первый раз сделали денежный перевод по номеру мобильного телефона.
В Промсвязьбанке утверждают, что за период изоляции доля выданных кредитов по интернету выросла с 40 до 80 процентов. Начальник центра цифровых продаж Росбанка Сергей Сеферов отметил, что в этот период в два раза выросла доля продаж банковских продуктов через интернет. В банке «Открытие» добавляют, что с начала года проникновение дистанционного обслуживания выросло на 20 процентов.
Однако, как утверждают в «Тинькофф», активное развитие мобильного банкинга, сервиса онлайн по инвестициям и страхованию, биометрии в банке начало осуществляться еще задолго до коронакризиса. Именно поэтому, как отмечают специалисты организации, банк смог справиться с новым режимом работы. При этом в «Тинькофф» отмечают, что в течение последнего года они активно внедряли в сервисы систему искусственного интеллекта.
В Банке России утверждают, что доля безналичных операций в торговой рознице постоянно растет. По итогам первого полугодия 2020 года эта доля составила 69 процентов. Ожидается рост до 70 процентов и выше к концу года.
В ВТБ отмечают, что 24 процента транзакций по картам приходится на оплату через мобильные приложения (в основном Apple Pay и Google Pay). Директор по развитию Делобанка (Группа СКБ-банка) Ирина Кузьмина отмечает при этом, что сейчас главным направлением развития является внедрение системы биометрической идентификации. Благодаря ей можно будет удаленно принимать клиентов. Второй шаг, как утверждают представители банка «Санкт-Петербург», состоит в том, чтобы наладить оперативную работу с клиентами, например, вовремя предлагать им нужные услуги и упрощать оформление определенных банковских продуктов.
По прогнозам «НЭО Центра», к 2035 году уровень проникновения финансовых технологий в целом по Российской Федерации должен превышать 96 %.