Visa Cashless Forum 2020

30 cентября 2020 года компания Виза проведет онлайн-конференцию Visa Cashless Forum 2020. 30 спикеров из 12 стран расскажут о том, что ждет экономику, финансовую систему и платежные технологии в будущем. Мы проведем здесь текстовую трансляцию и расскажем вам о самом интересном. Старт трансляции - в 9:30 по московскому времени.

  • Сортировать:
  • По времени

Трансляция начинается.

В заключении Павло Шилко подводит итоги всей конференции. Он отмечает, что пандемия и кризис сильно повлияли на общество, и многим людям тяжело было пережить это время. Но, с другой стороны, для многих появились новые перспективы и возможности - важно было только вовремя воспользоваться ими. Изменения затронули людей на всех уровнях жизни - от повседневных дел до взаимодействий с государством, и не замечать их нельзя. Далее в заключительной части предприниматели из Украины, Беларуси, Казахстана и других стран делятся опытом, полученным во время кризиса, и рассказывают о проблемах, с которыми им приходилось сталкиваться.

Последней темой на конференции стали изменения в премиальном сегменте. Карантинные ограничения ударили и по ним: с одной стороны, многие услуги и товары ограничены или недоступны, с другой - необходимо меньше тратить на роскошь, с третьей - онлайн частично уравнивает их с массовым потребителем. Люди, которые пользуются предложениями из VIP-сегмента также начали более обдуманно тратить деньги и активнее пользоваться удаленными каналами. Брендам и компаниям, представленным в этом сегменте, необходимо, с одной стороны, подстроиться под новые реалии, чтобы не потерять клиентов и прибыль, а с другой - сохранить статусность. К этому пришли представители компаний, обслуживающих премиальных клиентов в Восточной Европе.

Представители банков и финтех-компаний Украины и Казахстана обсуждают, как изменился потребитель в условиях новых реалий. Из-за пандемии и снижения дохода люди начали урезать свое потребление, сместили приоритеты и начали более внимательно относиться к товарам и услугам. Все больше пользователей, включая старшее поколение, переходит на электронные сервисы и безналичные расчеты как онлайн, так и офлайн. Многие из этих привычек могут сохраниться и посл возвращения доковидных темпов жизни. Для пользователя стал более острым вопрос безопасности, как в медицинском плане (меры для сдерживания вируса), так и касательно транзакций и персональных данных. 

Компании должны подстроиться под новые требования и менять технологии продаж, чтобы не терять пользователей. В условиях карантина фокус смещается с офлайна на каналы, доступные дома. Важными становятся вопросы доступности и индивидуального подхода к клиентам. Все эти преобразования зачастую обходятся слишком дорого, но в новых условиях они становятся необзодимостью.

Предприниматели из Беларуси, Казахстана, Сербии и Грузии обсуждают новые направления в бизнесе и сложности, с которыми приходится сталкиваться. Наиболее серьезными проблемами стали смещение приоритетов в предпочтениях пользователей, экономическая напряженность и вводимые государствами карантинные меры (либо, как в Беларуси, их отсутствие).

Сложнее всего приходится организациям, в которых приходится работать с людьми - заведениям общественного питания, организаторам мероприятий и ритейлу. Многим приходится менять бизнес-модели и искать новые ниши - в первую очередь, с упором на онлайн. Это косвенно повлияло и на компании, которые зависят от них - например, службы доставки. Другие организации и магазины, напротив, показывали рост за счет того, что их товары и услуги были востребованы в условиях карантина. Им пришлось задуматься над новыми форматами продаж и дополнительных сервисах для клиентов.

Сооснователь цифрового банка Revolut Влад Яценко и председатель правления украинского ПриватБанка Петр Крумханзл считают, что главными проблемами для финансовых компаний в новых реалиях стали вопросы здоровья и экономическая напряженность. Не всегда под эти условия можно подстроиться и не всех издержек можно избежать. При правильном подходе можно не только сохранять стабильность, но и продолжать рост.

Кроме того, кризис поставил классические банки и современные финтех-проекты в равные условия, из-за чего конкуренция между ними усилилась. И тем, и другим приходится входить в новые сферы. Классические банки вводят технологичные сервисы, а цифровые стараются быть ближе к новым категориям клиентов. Но конкуренция и взаимодействие между ним способствуют более эффективному развитию финансовой сферы.

Евгений Лисняк, старший директор финтех-направления восточноевропейского подразделения Visa, и Мэтью Дули, основатель компании Connected Thinking Limited (Гонконг), обсуждают развитие и будущее финтеха в условиях новой реальности. Несмотря на риски и нестабильность, финансовый рынок продолжает развиваться, открывая новые рынки и внедряя технологии. Благодаря цифровизации и проникновению технологий в повседневную жизнь банковские технологии становятся доступнее, а процессы протекают быстрее и слаженнее на всех уровней - от корпоративного до частного. Безналичный расчет постепенно вытесняет наличный, и для него возникают новые инструменты и решения. Финтех-компании из обслуживающих становятся задающими тренды.

Особенно хорошо это видно на примере Китая и Гонконга. В Восточной Европе протекают похожие процессы.

Член управляющего совета по ретейлу Raiffeisen Bank International AG Андрей Степаненко показывает на примере Райффайзена, как классический банк может адаптироваться к новой реальности. Банк перевел большую часть работников на удаленный режим, но при этом его офисы продолжили функционировать. Фокус был смещен на удаленные каналы обслуживания, из-за чего на них была переведено большое количество работников. Этих же меры приняли и подразделения в других банках с поправкой на требования местных рынков и полномочия руководителей.

Олег Гороховский, сооснователь украинского цифрового банка Монобанк, считает, что переход на удаленный формат станет для банков одним из приоритетов. Именно благодаря нему банк пережил коронакризис почти без потерь. Перевод работников на удаленную работу позволит банку быть более гибким и эффективнее обслуживать клиентов. При этом Гороховский отмечает, что классический банк в период цифровизации в первую очередь должен ориентироватся на потребности пользователя и вовремя предлагать ему необходимые продукты. Он приводит недавную трансформацию Сбербанка как неудачный пример подобной стратегии, отмечая, что качество доступных сервисов важнее их количества, а одного только узнаваемого бренда для привлечения пользователя недостаточно.

Инесс Роша также отмечает важность адаптации населения и бизнеса к новым реалиям. Помочь этому могут различные программы поддержки, мероприятия и сервисы, которые помогут привыкнуть к сложившимся условиям и привыкнуть к доступным инструментам. На базе ЕБРР уже реализованы решения, которые предоставляют поддержку малому бизнесу - обучающие программы, льготные кредиты и другие.
Из наиболее значимых инструментов, упрощающих работу бизнеса, отмечают онлайн-регистрацию, упрощенный порядок формирования и использования электронной подписи, перевод документов и обмена ими в электронный формат. Это облегчит взаимодействие не только с государством, но и с другими организациями, в том числе банками. В рамках государственной поддержки бизнеса хорошим решением станут бесплатные консультации по наиболее востребованным вопросам и улучшение условий для наиболее востребованных отраслей, включая ИТ. В Украине многие из этих мер уже введены или будут внедряться в ближайшем будущем, отмечает Федоров.

На фоне кризиса правительства и бизнес осознали важность цифровизации и начали активно двигаться в этом направлении. Все больше процессов переходит в онлайн, а электронные сервисы становятся все более востребованными. Цифровизация делает государственные и многие друие услуги доступнее для пользователя. Этим активно начинает пользоваться малый бизнес - преход в онлайн ускоряет процесс регистрации, упрощает прием платежей и дает больше инструментов для взаимодействия с пользователями. Затормозить процесс может ограниченное распространение новых технологий, особенно за пределами крупных городов. Но, тем не менее, при правильном подходе и достаточно высоких темпах работы преобразование большинства сфер жизни под требования нового мира может произойти уже в ближайшие годы. К этому пришли Михаил Федоров, вице-премьер и министр цифровой трансформации Украины, и Инесс Роша, директор по финансовым продуктам ЕБРР.

Ведущий экономист Renaissance Capital (Великобритания) Чарльз Робертсон считает, что основной фактор, изменяющий экономику в этом году - это ограничение передвижений, из-з которого привычные процессы стали невозможны или усложнены.  Говоря о рынках Восточной Европы, он отмечает важность дешевеющих кредитов и использование сбережений - они дополнительно стимулируют экономику. Проблемой для развивающихся стран он считает укрепление доллара и сокращение инвестиций в местные экономики, но из-за политических изменений в США и ослабления пандемии ситуация может повернуться в обратную сторону. Из наиболее пострадавших отраслей он отмечает туристическую, из выросших - здравоохранение и IT.

Френсис Фукуяма, старший научный сотрудник Университета Стэнфорд, рассуждает о вызовах, с которыми столкнулось человечество в связи с пандемией и ее последствиями. Он отмечает, что страны справляются с этим испытанием по-разному. Основными проблемами он считает издержки работы здравоохранения, вопрос доверия людей к государству и друг к другу и угрозы при отсутствии достаточно сильных лидеров. У кризиса Френсис видит как экономические, так и политические последствия, которые могут быть не менее серьезными. Другие опасности - усиление разрыва между богатыми и бедными, проседание в работе служб соцобеспечения, рост беспокойства в обществе.

Один из ключевых вопросов, поднятых на конференции - изменения, коорые были вызваны пандемией COVID-19. Во время карантина и после его снятия людям и бизнесу приходится перестраиваться, чтобы выстоять в новых условиях. Многие люди теряли работу, а предприятия -закрывались. Но с другой стороны, начали развиваться новые сферы деятельности и способы взаимодействия между людьми.

Открывает трансляцию украинский телеведущий Павло Шилко. Он отмечает основную тему конференции - развитие цифровых платежей и финтеха в Восточной Европе в целов и внутри платежной системы Visa в частности. В онлайн-формате этот форум проходит впервые.
Вверх