Государственный займ

Организатором и  участником госзайма выступает Российская Федерация. Государство выпускает ценные бумаги и предлагает гражданам вложиться в свои проекты. Разберем, кто может стать кредитором, и какие выгоды в этом для граждан.

Данил Шкробов
Данил Шкробов
Эксперт ВЗО по банковским продуктам

Что такое государственный займ

Государственный заем — это способ получения денег на определенные цели. Заемщиком является государство — Правительство РФ и Минфин. Заимодателями выступают физические лица, компании, финансовые учреждения, другие государства. Они покупают ценные бумаги — облигации и вексели, выпущенные государством. Погашение таких займов осуществляется из бюджетных средств.

Основная функция госзаймов — получить финансирование на реализацию государственных проектов, например, запуск производства или обновление инфраструктуры.

Государственный займ имеет такие же характеристики, что и обычный — возвратность, возмездность, длительность, сумма. При оформлении сделки государство занимает средства в конкретном объеме на обозначенный срок и обязуется их вернуть с установленными процентами.

Правовое регулирование госзаймов происходит на основании Бюджетного кодекса РФ. Описание понятия изложено в статье 103 БК РФ.

Виды государственных займов

Классифицировать госзаймы можно по разным признакам. Разберем наиболее значимые категории.

В зависимости от источника средств государственные займы могут быть:

  • Внутренними — вкладываются резиденты РФ (в рублях)
  • Внешними — кредиторами выступают иностранные резиденты (в валюте)

По способу размещения их классифицируют как:

  • Добровольные (самые распространенные)
  • Принудительные (используются в чрезвычайных ситуациях — в военное время, для ликвидации последствий катастроф)

Заимодатели могут вкладываться в:

  • Универсальные или рыночные займы, они свободно торгуются на первичном и вторичном рынках
  • Специализированные (для конкретных госучреждений) или нерыночные займы, для узкого круга инвесторов

Оформлять госзаймы могут:

  • Правительство — такие займы называются федеральными
  • Отдельные регионы — они запускают субфедеральные займы для пополнения местного бюджета
  • Город или власти малых населенных пунктов — выпускают муниципальные займы

Формы займов по длительности:

  • Краткосрочные: сроком до года
  • Среднесрочные: 1–5 лет
  • Долгосрочные: от пяти лет

По целям применения госзаймы делятся на:

  • Инфраструктурные — для развития территорий, строительства, благоустройства
  • Социальные — на нужды медицины, образования, поддержки населения
  • Военные — финансирование оборонного комплекса и армии

Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов

Все долговые ценные бумаги любого уровня на внутреннем рынке России выпускаются в соответствии с законодательством и Бюджетным кодексом (статья 14.1 БК РФ).

Возможность использования госзаймов определяется после принятия бюджета страны, субъекта или муниципалитета. Каждый выпуск займов сопровождается оформлением нормативных актов. В них закрепляется порядок возникновения и погашения долговых обязательств.

Правовое регулирование внешних государственных займов

Внешний займ отличается от внутреннего адресным размещением — не на внутренних, а на международных фондовых рынках. Оформляются такие долговые бумаги в иностранной валюте и учитывают интересы зарубежных инвесторов.

Правовая основа у всех займов одна — БК РФ, федеральные и локальные законы. Их параметры должны быть отражены в утвержденном бюджете.

Кто может стать кредитором государственного займа

Государство не только выпускает собственные займы, но и регламентирует перечень своих потенциальных кредиторов или заимодавцев.

Стать участником сделки могут:

  • Физические лица, резиденты РФ и других государств
  • Юридические лица, зарегистрированные в России и других странах
  • Банки и другие финансовые организации
  • Государственные фонды, организации

Способы размещения госзайма

Государственный займ размещается в виде ценных бумаг на фондовых рынках. Выпускает их Банк России. Наиболее распространенный вариант займов — облигации. Купивший их кредитор может вернуть ценные бумаги по истечении оговоренного срока и получить заработанные проценты.

Выделяют облигации с премией — дополнительной выгодой для инвестора. Например, с налоговыми вычетами или переменной процентной ставкой. Помимо облигаций, Центробанк выпускает векселя и казначейские обязательства.

Займы могут быть документарными и бездокументарными. В первом случае они выпускаются на физическом носителе, во втором — в электронном виде.

Заимодатели получают доход:

  • Номиналом. Займ возвращается полностью или частями по графику по истечении срока заимствования
  • Процентами. Они выплачиваются регулярно — в течение всего срока или в определенные периоды
  • Дисконтом. Кредитор получает разницу между стоимостью размещения ценной бумаги и ценой выкупа эмитентом
  • Выигрышем. Доход определяется в периодическом тираже
  • Целевым погашением. Займ выплачивается конкретными товарами или услугами
  • Рентой. Кредитор не получает номинала (стоимости займа), но живет за счет ежегодных выплат от заемщика-государства

Встречаются смешанные виды доходности. Займ может быть с правом досрочного погашения и без него. Чаще используется второй вариант, когда кредитор может вернуть вложения только, когда истечет срок займа.

Добровольные госзаймы

В большинстве случаев участие в государственных займах добровольное. Инвестор сам определяет, какие бумаги хочет приобрести, в каком количестве и как ими распорядиться. Поэтому облигации федерального займа (ОФЗ) так популярны. Они считаются стабильным и доходным финансовым инструментом, который находится в свободном обращении.

Принудительные госзаймы

Вынужденная мера государства, применяемая в тяжелых ситуациях, — заставлять инвесторов приобретать долговые бумаги, часто на невыгодных для них условиях. Яркий пример — обязательное распространение гособлигацией в СССР.

Обеспечение государственных займов

По своему обеспечению госзаймы бывают закладными и беззакладными. В первом случае заемщик предлагает кредитору залог — ценное имущество. Такие условия характерны для субфедеральных займов, когда деньги инвесторов идут в муниципальный и региональный бюджеты. Федеральные займы чаще всего беззакладные. Государство, выпускающее их, само по себе достаточно надежно, поэтому не считает нужным обеспечивать свои обязательства залогом.

И если ОФЗ отличается стабильностью, ценные бумаги, выпускаемые на муниципальном и субфедеральном уровнях, приносят более высокий доход.

Другой вариант госзайма — вексели. Они напоминают долговые расписки и бывают переводными (на трех участников сделки) и простыми (на двух участников). Вексель — это платежный, а не инвестиционный инструмент. Он означает, что векселедатель обязуется выплатить покупателю векселя оговоренную сумму. Такой госзайм отличается высокой ликвидностью и небольшим сроком исполнения.

Как происходит оформление договора государственного займа

Когда кредитор покупает ОФЗ, он заключает с государством договор государственного займа. Этот договор оформляется согласно нормам статьи 817 ГК РФ. Его подготовкой занимаются юристы с высокой квалификацией, привлеченные федеральными или региональными властями.

Договор должен содержать перечисленные разделы:

  • Предмет и сумма
  • Длительность займа с указанием точного срока погашения долга
  • Процентная ставка и порядок расчета процентов
  • Штрафные санкции за нарушение условий договора
  • Способы разрешения споров

Управление госдолгом

Отвечает за госдолг Правительство РФ, а ключевые управляющие функции возложены на Министерство финансов и Центробанк. Они контролируют задолженность и управляют ею. Для этого они могут:

  • Понижать или повышать ключевую ставку ЦБ РФ
  • Выпускать новые долговые бумаги
  • Выплачивать долги по существующим займам (полное погашение или только проценты)
  • Объединять действующие госзаймы (унификация)
  • Изменять сроки активных долговых обязательств (консолидация)
  • Проводить реструктуризацию (заменять одни займы другими)
  • Контролировать деятельность банков
  • Предоставлять гарантии кредиторам
  • Предлагать льготные кредитные программы с господдержкой
  • Перераспределять доли внутреннего и внешнего долгов

Основная задача — сбалансировать размер госдолга, так как низкий или высокий его показатели одинаково плохие. Государственные займы должны стабилизировать экономическую обстановку в стране и создавать предпосылки для ее успешного развития. Это возможно только при грамотном использовании займов.

Ответы на вопросы

Как государство погашает госзаймы?

Погашение государственных долговых обязательств зависит от установленного срока. Чаще всего государство выплачивает держателям долговых бумаг проценты в соответствии с действующими условиями и утвержденным графиком.

Основной долг, то есть номинал ценной бумаги, возвращается в конце срока одним платежом либо в рассрочку. Правительство РФ может рефинансировать или реструктуризировать государственный займ. Тем самым продлить его срок или изменить правила погашения.

Чтобы получить выплату по госзайму, необходимо обратиться в Банк России или его региональные филиалы.

Какие плюсы и минусы у государственных займов?

Основные преимущества госзаймов:

  • Замедление инфляции
  • Возможность для государства быстро решить финансовые задачи, например, справиться с дефицитом бюджета
  • Выгода для обеих сторон сделки: кредитор получает гарантированный доход, государство — необходимое финансирование

К недостаткам можно отнести:

  • Увеличение госдолга усиливает экономическую нестабильность
  • Банковские процентные ставки напрямую зависят от объема размещенных государством долговых обязательств
  • Выданные займы необходимо погашать из бюджета, что может увеличить налоговую нагрузку и вызвать недовольство у населения
  • Требуется строгий контроль расхода полученных средств. Займы — это не доход, поэтому нужно взвешенно подходить к тратам, чтобы не запустить очередной кризис
Информация была полезна?
11 оценок, среднее: 4.9 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie