Как изменилась банковская сфера в России на фоне коронавируса

Информация обновлена: 06.04.2020

Рост пандемии коронавируса COVID-19 повлиял на многие процессы, протекающие в обществе. В Россию вирус пришел позже, чем в другие страны, но, тем не менее, страна готовится к жестким мерам по борьбе с ним. В крупных городах готовы к вводу режима повышенной готовности, а люди и компании перестраивают свою работу под новые условия.

В этой статье мы рассмотрим, как изменилась банковская и микрофинансовая сфера под влиянием коронавируса. Мы изучили меры, которые вводят государство и Центробанк, чтобы сгладить кризис, и реакцию финансовых организаций и их клиентов на эти меры. Также мы попытаемся предположить, к чему приведет такое развитие событий в итоге.

Банки закрываются на карантин

Чтобы затормозить распространение вируса многие организации приостанавливают свою работу или переходят на удаленный режим работы. Такие меры применяются даже в городах, где вирус не выявлен или распространен слабо. Это необходимо для того, чтобы уменьшить перемещение людей и их контакты друг с другом. Так уже больные смогут заразить меньше других людей.

25 марта 2018 года президент России Владимир Путин объявил неделю с 30 марта по 5 апреля нерабочей для всех организаций, кроме жизненно необходимых - больниц, коммунальных служб, операторов связи и других. Эта мера должна помочь переводу на карантин.

Банки, особенно крупные, полностью закрыться не могут — им все еще необходимо обслуживать своих клиентов и проводить транзакции. Вместо этого они закрывают часть офисов и переводят своих сотрудников на удаленный режим работы. Подобные меры уже ввели Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, Райффайзен и некоторые другие банки. Список офисов, открытых на период карантина, и порядок их работы вы можете уточнить на официальном сайте организации, в которой вы обслуживаетесь.

При этом растет количество операций, которые проводятся через интернет-банкинг и выездных специалистов. Порядок работы курьеров, которые приезжают для заключения договоров и передачи карт, также меняется — теперь они должны иметь пр себе медицинские маски и антисептики. Некоторые банки ограничивают регионы, в которых действует доставка.

К полностью удаленному обслуживанию банки оказались не готовы. По многим вопросам — например, для выпуска карты или подписания кредитного договора — клиентам все еще приходится обращаться в офисы или заказывать выезд специалиста. Биометрия в этой ситуации не помогла: большинство банков не предусмотрело инструментов для идентификации клиентов с помощью нее.

Уступки для заемщиков

21 марта Центробанк провел пресс-конференцию, посвященную проблемам экономики в период кризиса. Одной из тем, которые там затрагивались, стала помощь заемщикам, пострадавшим от коронавируса. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина призвала банки и микрофинансовые организации ввести послабления для тех, кто не может выплатить задолженность вовремя из-за карантина — в первую очередь, для заболевших и тех, кто приостановил работу.

Читайте также
Одним из первых подобные меры ввел ВТБ. Он может предоставить кредитные каникулы на срок до трех месяцев при наличии справки о заболевании или других документов, подтверждающих уважительную причину. Похожие предложения готовят Сбербанк, Почта Банк, Росбанк и другие банки. Микрофинансовые организации, в свою очередь, стали чаще получать заявки на реструктуризацию займов.

Для получения отсрочки или реструктуризации необходимо предоставить займодавцу документы, подтверждающие причину задержки платежа. Это может быть справка из медучреждения, с места работы или из Центра занятости (если заемщик попал под сокращение). Это необходимо сделать до наступления просрочек. В противном случае займодавец может потребовать взыскания долга в обычном порядке.

Пример заявления на реструктуризацию займа в связи с коронавирусом.

В заявлении укажите причину, которая мешает погасить заем вовремя (больничный, приостановка работы или другая). Номер договора займа вы можете уточнить в личном кабинете или в самом документе, бумажном или электронном. Перед подачей заявления стоит связаться со службой поддержки МФК или МКК (необходимые контакты вы можете найти на сайте организации), чтобы согласовать действия в возникшей ситуации.

Ситуация с наличными

На фоне роста числа заразившихся коронавирусом банки призывают сократить использование наличных до минимума. Причина в том, что вирус может распространяться через предметы, к которым прикасается зараженный, в том числе через наличные деньги. При использовании банковских карт, особенно бесконтактных, риск заразиться таким путем становится меньше.

С другой стороны, многие люди, напротив, стараются вывести как можно больше средств со счетов. Они опасаются усугубления кризиса, который приведет к потере доступа к деньгам. Поводами также стали сильное падение курса рубля и налог на проценты по вкладам суммой от миллиона рублей, о котором также объявил Путин 25 марта.

Мер, направленных на сокращения наличного оборота, немного. Некоторые банки могут ограничивать суммы снятия в банкоматах и кассах, и увеличивать комиссии за эту операцию. Также банки готовятся обслуживать карты с истекшим сроком действия — отложенный на время карантина перевыпуск позволит клиентам не обращаться лишний раз в отделения. Предлагается также снизить комиссию за эквайринг на время карантина, но будет ли такая мера принята — неизвестно.

Заключение

Несмотря на то, что к распространению коронавируса многие были не готовы, все необходимые для его сдерживания меры удалось принять быстро. С одной стороны, массовые ограничения помогут не допустить роста числа больных, а с другой — могут ухудшить и без того напряженную экономическую обстановку. А меры, которые вводятся для того, чтобы облегчить ситуацию, могут устраивать не все стороны.

Что касается нашей точки зрения, то мы не хотим ни излишне сгущать краски, ни давать слишком оптимистичный прогноз. Мы согласны с тем, что пандемия и карантин станет хорошей проверкой на прочность не только для банковской сферы, но и для общества в целом. Они покажут, насколько мы готовы к будущим кризисам и сможем ли мы пережить их с минимальными потерями.

Итак, на фоне пандемии коронавируса российские банки вводят следующие меры для работы в условиях карантина:

  • Закрываются офисы, сотрудники переводятся на удаленную работу
  • Ограничивается работа с наличными
  • Заемщикам, которые не могут погасить задолженность из-за карантина, предлагается реструктуризация долга
  • Многие операции (в первую очередь — обмен документами с клиентами) переводятся в онлайн

Это позволит уменьшить число контактов между людьми и облегчить кредитную нагрузку тем, кто не может погасить долги из-за болезни.

А как коронавирус повлиял на вашу жизнь? Какие меры ввел ваш банк в рамках его сдерживания? Поделиться своим опытом и мнениями о сложившейся ситуации вы можете в комментариях.

Вы нашли ответы на все свои вопросы в данной статье?

Оставить комментарий