IPO
IPO (англ. Initial Public Offering — «первичное публичное предложение») — это первое публичное размещение только что выпущенных акций для большого количества возможных инвесторов. На мировом рынке эта процедура стимулирует продажу ценных бумаг предприятия на бирже и привлечение свободных денег на открытом рынке.
IPO выполняет следующие функции:
- Приумножение собственных активов и оборотных средств предприятия
- Более быстрое и дешевое получение капитала, чем при кредитовании
- Увеличение престижа компании, популяризация ее бренда, что обеспечивает приток новых клиентов
- Повышение лояльности и производительности сотрудников разного уровня через привлечение их к акционерному капиталу
- Расширение бизнеса, покупка других компаний, переход к другим масштабам деятельности
- Приобретение определенной рыночной стоимости, которая теперь рассчитывается по иным параметрам
- Перевод долговых обязательств в акционерный капитал, получение новых финансовых инструментов
- Снижение стоимости кредитования при использовании акций в качестве залога
- Повышение уровня ликвидности уже существующих акций компании, так как они могут торговаться на бирже вместе с новыми бумагами
Первое публичное размещение акций происходит двумя способами:
- Привлечение андеррайтера. Это профессиональный член рынка ценных бумаг, за свои услуги он берет комиссию от 2% до 10% от стоимости выпуска. В большинстве случаев андеррайтингом занимается крупный инвестиционный банк, который покупает первую партию акций, чтобы затем заработать на разнице цен. Чаще всего таким способом выводят свои ценные бумаги на рынок предприятия, работающие в высокотехнологичных отраслях
- Проведение собственного аукциона. Такой метод грозит ошибками в ценообразовании на начальном этапе
В мировой практике зафиксированы случаи самых крупных IPO:
- Энергетический комплекс Petrobus из Бразилии после размещения заработал около 70 миллиардов долларов США
- Автомобильный концерн из США General Motors собрал 23 миллиарда долларов
- Сельскохозяйственный банк Китая увеличил свои активы на 22 миллиарда долларов
В российской среде крупнейшие IPO провели следующие организации:
- Роснефть - 10,7 миллиардов долларов
- Сбербанк - 8,8 миллиардов долларов
- ВТБ - 7,98 миллиардов долларов, его акционерами стали более 130 000 российских граждан
Кроме потенциальной прибыли, публичное размещение акций компании несет в себе определенные риски - в частности, значительное удешевление бумаг.
Необходимо учитывать следующие недостатки IPO:
- Процесс дорого стоит. Оплачивать придется все этапы размещения, и в результате стоимость составит до 10-15 миллионов долларов
- Жесткие нормы по капитализации. Если по итогам IPO предприятие будет оценено менее, чем в 50 миллионов долларов, то оно не сможет выйти на международный рынок
- Необходимая открытость. Компания обязана публиковать финансовые отчеты в общем доступе, что чревато действиями конкурентов, дополнительными тратами, повышенным вниманием контролирующих органов и необходимостью держать ответ перед инвесторами при малейших колебаниях финансового положения
- Необходимость выплачивать дивиденды держателям акций или обосновывать их невыплату
- Частичная потеря контроля над управлением предприятием. Несмотря на сохранение контрольного пакета акций, собственник компании должен учитывать мнение ключевых инвесторов при принятии решений