Как открыть курьерскую службу: бизнес-план

Услуги курьерской доставки пользуются спросом уже достаточно давно, так как большое количество людей не имеет возможности или желания самостоятельно забирать, к примеру, свои покупки в торговых точках. Далее мы разберем ключевые нюансы открытия службы курьерской доставки, а также моменты, которые обязательно следует учесть.

Вита Жизневских
Вита Жизневских
Эксперт ВЗО по займам и банковским продуктам
курьерская служба

Анализ сферы курьерской доставки

Курьерская доставка – одно из самых актуальных направлений бизнеса на данный момент. Все большее количество людей приобретают различные товары через интернет, объем рынка онлайн-торговли каждый год повышается более чем на 20%. Большая часть интернет-магазинов сотрудничает со сторонними курьерскими службами, чтобы обеспечивать бесперебойную доставку в определенных регионах.

Значимым фактором бурного роста спроса на курьерские услуги стала эпидемия коронавируса и связанные с ней ограничения. Многим людям пришлось в течение длительного срока времени сидеть дома и курьерские доставки стали для них необходимыми, банально чтобы приобрести хотя бы продукты питания.

Несмотря на то, что большая часть ограничений уже снята, значительная часть привлеченных за счет пандемии пользователей услуг осталась, так как люди просто привыкли к доставкам и стали пользоваться ими на регулярной основе, чтобы экономить свое время. Итого: спрос на услуги не только остается высоким, но и стремительно растет, благодаря чему вероятность успешного запуска бизнеса весьма высока.

Описание бизнеса

Для лучшего понимания подробнее остановимся на преимуществах и недостатках рассматриваемого бизнеса. Среди первых можно отметить:

  • Отсутствие необходимости в крупном стартовом капитале
  • Перспективы для развития и масштабирования своего дела
  • Организация дела без квалифицированных навыков у самого предпринимателя и сотрудников его компании
  • Рост спроса на курьерские услуги

Следует учитывать и возможные минусы:

  • Высокая конкуренция
  • Зависимость от погодных условий
  • Наличие потенциальных финансовых издержек из-за потери заказов

Бизнес по курьерской доставке довольно прост в открытии и не требует крупных затрат, что делает его доступным практически для любого предпринимателя. Однако из-за этого возникает проблема высокого уровня конкуренции, которая может отрицательно сказаться на доходности даже при условии повышающегося спроса среди клиентов.

Отрасли в сфере курьерской доставки

Одним из ключевых факторов успеха является выбор отрасли деятельности. Можно выделить несколько ключевых направлений деятельности со своей спецификой.

Пешие доставки. Для работы не используется транспорт, курьеры добираются в нужные пункты своим ходом. Этот метод применяется преимущественно в небольших населенных пунктах, где не требуется тратить много времени на перемещение. Доставлять можно, например, небольшие грузы, корреспонденцию или готовую еду из кафе и ресторанов.

Велодоставка. Ключевой специализацией подобных фирм являются быстрые доставки небольших грузов на небольшом транспорте (скутеры, велосипеды и т.д.). Подобный бизнес можно открыть практически в любом городе, так как это весьма эффективный метод доставки. Однако есть значительный минус – сезонность. Мелкий транспорт очень сложно использовать в периоды дождей и снегопадов. Чаще всего велодоставка предлагается как дополнительная услуга в благоприятные для этого сезоны.

Автодоставка. Это максимально быстрый метод доставки с самой высокой доходностью, так как наличие автомобиля позволяет выполнять значительно больше заказов, чем при использовании мелкого транспорта или пеших курьеров. Однако для открытия требуются крупные инвестиции (покупка авто или повышенная оплата труда курьеров со своими ТС). Дополнительная статья расходов – оплата топлива и обслуживание транспорта. Но использование авто позволит доставлять более крупные посылки, либо осуществлять доставку сразу множества небольших заказов. При грамотной логистике можно минимизировать топливные расходы и значительно увеличить доходность.

Круглосуточная доставка. Довольно специфическая услуга, которая при этом может иметь высокий спрос в крупных городах. Чтобы организовать работу таким образом, потребуется нанять дополнительных сотрудников для посменной работы (не обязательно нанимать столько же курьеров, сколько и для дневных доставок, так как заказов будет меньше). Ключевое преимущество – можно получать оплату по повышенному тарифу за доставку поздним вечером, ночью или ранним утром.

Поздравительные доставки. В данном случае упор делается на поздравление людей прямо на дому: курьеры доставляют подарки, цветы, воздушные шары и прочие атрибуты праздника. Целевая аудитория – люди, которые не могут лично поздравить своих близких. Для успешной реализации потребуется составить грамотную маркетинговую стратегию, а также широко прорекламировать свои услуги не только в пределах одного города, чтобы привлечь больше потенциальных клиентов.

Альтернативные виды курьерских услуг. К таковым можно отнести помощь с переездами, доставку стройматериалов и крупногабаритных грузов, подвоз топлива и автозапчастей на места поломки транспортных средств и подобные услуги. В подобных сферах, как правило, низкий уровень конкуренции, однако и спрос на них не такой высокий. Для работы часто требуется приобретение грузового транспортного средства. Ключевое преимущество – более высокая оплата за заказы, компенсирующая их относительно небольшое количество.

Курьерские доставки - это весьма вариативный вид бизнеса, способный приносить высокий доход в случае, если у предпринимателя получится правильно определить потребности местной целевой аудитории, а также грамотно их удовлетворить.

Пример бизнес-плана службы доставки еды

Для наглядности вы можете ознакомиться с примером готового бизнес-плана для службы доставки еды: Готовый бизнес-план службы доставки еды из кафе и ресторанов

Начальный этап организации бизнеса по доставке

Сперва необходимо зарегистрировать свой бизнес. Для этого достаточно будет получить статус индивидуального предпринимателя (ООО требуется лишь в случаях, когда вы планируете открывать большую компанию с крупным финансовым оборотом).

Предпринимателю необходимо подать в налоговую службу заявку на регистрацию ИП и указать в ней код ОКВЭД 64.12. Также можно указать дополнительные коды в зависимости от того, какие еще услуги вы планируете предоставлять (например – 63.49 для организации грузоперевозок, 74.82 для упаковывания, 64.11.11 для работы с почтовыми отправлениями и т.д.). Обязательна уплата госпошлины суммой в 800 рублей.

Предоставив все необходимые документы, заявку и квитанцию об уплаченной госпошлине, можно будет получить выписку из ЕГРИП. Затем следует подать заявку для перехода на оптимальный налоговый режим. Рекомендуется выбирать УСН, в таком случае потребуется уплачивать 6% от дохода, либо же 15% по схеме «доходы минус расходы».

Подготовка бизнес плана

Параллельно с регистрацией своего дела рекомендуется приступить к разработке подробного бизнес-плана. Сперва следует определиться с оптимальной отраслью: для этого нужно проанализировать потребности потенциальных клиентов в своем городе, наличие конкурентов, а также собственные возможности.

разработка бизнес-плана

Далее необходимо определиться с помещением и необходимым для начала работы оборудованием и расходными материалами. Особого внимания заслуживает маркетинг, так как во многом именно от него зависит успех бизнеса. Мероприятия должны быть организованы так, чтобы охватить как можно больше потенциальных клиентов и привлечь их внимание к услуге.

Целевая аудитория

Курьерскими услугами пользуются как физические лица, так и различные фирмы, поэтому у рассматриваемого бизнеса может быть крайне широкий охват. Если вы специализируетесь на классических доставках любых грузов, то можно сотрудничать с частными лицами, интернет-магазинами, различными организациями, которые работают с документами, ресторанами и кафе, банками и другими компаниями.

Если же у вас более узкая спецификация, то круг целевой аудитории может сузиться. Многие курьерские фирмы сотрудничают буквально с несколькими заказчиками, регулярно выполняя их поручения. Например, служба может осуществлять доставку еды из нескольких ресторанов города или перевозить документы между несколькими офисами одной крупной организации.

Выбор помещения

Зачастую расположение офиса не имеет значения (исключением служат только случаи, когда доставка грузов осуществляется непосредственно из него, тогда резонно выбрать офис в центре, с доступом к крупным транспортным развязкам). Для небольшой фирмы вполне хватит мини-офиса, где можно было бы принимать корпоративных клиентов для заключения договоров, а также обустроить небольшой колл-центр для приема заказов.

Как вариант – аренда офиса в бизнес-центре. Как правило в них предлагаются уже обустроенные помещения с мебелью и всеми необходимыми коммуникациями. Стоимость аренды напрямую зависит от расположения и того, в каком городе вы работаете.

Найм персонала

Если вы открываете небольшой бизнес, то на первых порах выполнять большую часть функций можно самостоятельно (при наличии транспортного средства). Как правило, на первых порах заказов немного (если почти не вкладываться в маркетинг), поэтому принимать и выполнять их можно самостоятельно, зарабатывая первые деньги и проверяя нишу. Также это позволит получить полезный опыт, который в дальнейшем позволит эффективнее контролировать работу персонала.

По мере расширения потребуется расширять штат. Ключевыми работниками являются курьеры – их следует нанимать исходя из специфики своего бизнеса. Если вы специализируетесь на автомобильных доставках, нужно искать людей с водительскими правами, хорошим знанием города, а также личным авто, если у вас отсутствуют рабочие ТС. Рекомендуется оборудовать автомобили навигаторами, чтобы сотрудники, в случае необходимости, могли ориентироваться на малознакомой местности.

Для пеших или велодоставок подойдут менее квалифицированные сотрудники, например – студенты, не требующие особо крупной оплаты труда. Однако следует учитывать, что они не всегда могут работать полный рабочий день из-за учебы, поэтому трудовой график с ними следует оговаривать заранее.

Кроме курьеров для работы бизнеса потребуется нанять бухгалтера и телефонных операторов. Сначала можно взять эти обязательства на себя, как правило один человек вполне может выполнять соответствующие задачи в небольшой и даже средней фирме. Однако если заказов слишком много, потребуется нанять специалистов, которые могли бы консультировать клиентов и регистрировать их заказы.

Реклама и маркетинг

Одним из важнейших аспектов работы является поиск клиентов. Если вы нацелены на физических лиц, следует использовать следующие инструменты продвижения:

  • Онлайн-доски объявлений. Можно разместить объявления о своих услугах на крупных интернет-ресурсах по типу «Авито», подробно расписав условия и стоимость своей работы
  • Посреднические ресурсы. Существует много крупных онлайн-бирж, которые сводят между собой исполнителей и заказчиков различных услуг, в том числе и доставок. Достаточно будет зарегистрироваться в качестве исполнителя и опубликовать свое предложение
  • Печатные материалы. Вы можете заказать печатные объявления, флаеры, визитки, после чего организовать их раздачу и расклеивание в местах скопления потенциальных клиентов (торговые центры, магазины, входные двери подъездов, крупные офисы)

Если вы планируете сотрудничать с корпоративными клиентами, стоит связываться с ними напрямую. Для этого можно использовать электронные справочники, в которых размещаются сведения об организациях вашего города. С ними можно связаться и предложить свои услуги. Еще один вариант – участие в тендерах. На портале «Ростендер» регулярно публикуются предложения с контрактами на оказание курьерских услуг в различных объемах.

Доход и расход бизнеса

Необходимый стартовый капитал

Объем инвестиций может значительно разниться исходя из расположения и специфики бизнеса. В среднем для открытия фирмы в небольшом городе требуется 100 000 рублей. В эту сумму входят расходы на рекламу, регистрацию бизнеса, аренду офиса, покупку оборудования и первоначальную оплату труда персонала. Если вы планируете открывать крупную компанию с собственным автопарком, то затраты будут зависеть преимущественно от того, какие ТС вы будете приобретать.

Ежемесячные вливания

Их средний объем составляет 100 000 рублей и включает оплату аренды, налогов, труда сотрудников, а также обслуживания оборудования (ремонт авто, покупка топлива и другие статьи расходов).

Прибыль

Она напрямую зависит от количества и условий заказов. В среднем, небольшие фирмы с несколькими курьерами на авто имеют выручку в 150-250 тысяч рублей в месяц. С вычетом ежемесячных вливаний получается чистый ежемесячный доход примерно в 50-150 тысяч. Для более крупных компаний цифры могут быть иными.

Заключение

Курьерская служба – высокорентабельный бизнес с быстрой окупаемостью, срок которой в среднем составляет полгода. Открыть его можно без огромных первоначальных инвестиций и богатого опыта, что делает его привлекательным вариантом для начинающих предпринимателей.

Информация была полезна?
12 оценок, среднее: 4.6 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie