Как организовать бизнес на продаже алкоголя и получить лицензию
Реализация алкогольной продукции как бизнес находится в сфере интересов довольно большого количества российских предпринимателей, поскольку дает возможность получать сверхприбыли. Однако не все решаются заняться этим видом деятельности, поскольку не имеют представления о том, как получить лицензию на продажу алкоголя, либо предполагают, что это крайне сложная и дорогостоящая процедура.
Попробуем разобраться, и выясним, что же необходимо сделать предпринимателю, чтобы стать обладателем этого разрешительного документа, и как открыть свой магазин по продаже алкоголя.
Как получить лицензию на торговлю алкоголем – первые шаги
С 2020 года на территории России всеми вопросами относительно контроля, надзора и предоставления услуг в области производства и оборота алкогольной продукции уполномочена заниматься созданная для этих целей Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка или, как ее еще называют, Росалкогольрегулирование. На страницах официального сайта службы www.fsrar.ru размещены нормативно-правовые документы, действующие в настоящее время, и содержащие информацию о том, как получить лицензию на торговлю алкоголем.
Согласно законодательным актам в установленной сфере деятельности, получению лицензии на продажу алкоголя должны предшествовать несколько подготовительных этапов, что вытекает из требований, предъявляемых к лицензиату. Чтобы стать обладателем лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, бизнесмену необходимо в первую очередь пройти государственную регистрацию юр. лица. Кстати, в настоящее время стала доступна регистрация юридического лица на сайте госуслуг. Кроме получения статуса организации также нужно:
- Подтвердить размер уставного капитала, который на момент обращения в лицензирующий орган должен быть полностью оплачен и составлять от 10 тысяч до 1 млн. руб. Его величина зависит от того, какой алкоголь вы планируете реализовать (играет роль содержание этанола) и в каком регионе, а также от того, внесена ли организация в Реестр субъектов малого предпринимательства
- Оплатить государственную пошлину. Сколько стоит лицензия на торговлю алкоголем? Размер госпошлины составляет 65 тысяч руб. – на 1 год либо 325 тысяч руб. – на 5 лет
- Найти подходящее помещение для размещения магазина, соответствующее требованиям ст.16 закона №171-ФЗ, регулирующего оборот алкогольной продукции, на которых мы остановимся подробнее далее в статье
- Приобрести и поставить на учет контрольно-кассовую технику
- Обеспечить возможность подключения к ЕГАИС (единой гос. автоматизированной информационной системе), созданной для контроля оборота алкогольной продукции в стране
- Собрать определенный пакет документов и предоставить в лицензирующий орган, в качестве которого выступает региональный орган исполнительной власти
Некоторые из выше перечисленных этапов требуют дополнительного пояснения. Остановимся на них подробнее.
Как открыть магазин алкогольной продукции – требования к помещению и оснащению
Выбирая место для размещения магазина, следует учитывать, что продавать алкоголь на территории детских, образовательных, медицинских учреждений, а также в непосредственной близости к этим объектам запрещено. Нельзя реализовать алкогольную продукцию в аэропортах, на вокзалах, на рынках, в зданиях организаций культуры и т. д. Относительно площади и проектных данных помещений для продажи алкоголя установлены следующие требования:
- Если вы планируете запуститься в городе, то торговая точка должна быть стационарной, иметь складское и торговое помещение общей квадратурой от 50 кв.м
- Если продажа будет осуществляться в сельской местности, то складские и торговые помещения стационарного объекта торговли в совокупности должны иметь площадь не менее 25 кв.м
При этом помещение может быть как в собственности у владельца бизнеса, так и в аренде. Последний вариант возможен только в том случае, если договор аренды составлен на срок не менее 1 года.
До того как открыть магазин алкогольной продукции вам также необходимо приобрести контрольно-кассовую технику и, как уже было отмечено, обеспечить возможность работы с ЕГАИС. Что же для этого потребуется? Вам нужно будет купить компьютер, установить на него специальное программное обеспечение, которое вы сможете запросить в Росалкогольрегулировании (оно предоставляется бесплатно), сделать усиленную цифровую подпись, используя специальный USB-накопитель и приобрести сканер для того, чтобы можно было считывать двухмерный код с товара. Зачастую такой сканер входит в комплект и продается вместе с кассовым аппаратом.
Когда все организационные вопросы улажены, можно заниматься подготовкой документов для передачи в лицензирующий орган.
Документы для получения лицензии
Итак, мы подошли к заключительной части подготовки предприятия к лицензированию. От того, насколько правильно будут оформлены документы, во многом зависит решение о выдаче лицензии либо об отказе.
В число бумаг, которые вам следует предоставить в уполномоченный орган власти, входят:
- Заявление о получении лицензии
- Копии учредительных документов организации, которые заблаговременно стоит заверить у нотариуса (если вы этого не сделаете, то вам придется передавать копии документов вместе с оригиналами)
- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица - копия
- Копия Свидетельства ИНН
- Копия платежного документа, подтверждающего то, что вы внесли госпошлину
- Оригинал документа, подтверждающего наличие уставного капитала в определенном размере
- Документы, подтверждающие то, что у соискателя есть необходимые помещения для торговли в собственности или в аренде
Список довольно-таки обширный, однако большую его часть составляют документы, которые бизнесмену нужно подготовить для регистрации юр. лица, то есть на момент обращения в лицензирующий орган стоит лишь заполнить заявление, внести пошлину и приложить чек, а также заверить нотариально нужные копии. Рассмотрение заявления занимает не более 30 дней. Если вы все сделаете правильно, то по его итогам вам будет выдана лицензия на розничную продажу алкоголя.
О правилах продажи алкоголя
Не забывайте, что деятельность по реализации алкогольной продукции строго контролируется, и если вы будете нарушать установленные законом требования в процессе работы, то лицензию могут отозвать. Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать правила торговли алкогольной продукцией. Так, вся алкогольная продукция, которую вы будете реализовать, должна сопровождаться информацией на русском языке о производителе, наименовании, сертификации, составе основных ингредиентов и т. д. Нельзя продавать алкогольную продукцию несовершеннолетним гражданам.
Цены на продукцию не могут быть ниже цен, установленных Правительством РФ. Собственникам бизнеса вменяется в обязанность осуществлять учет и декларирование объема продаж. Важной особенностью является и то, что алкоголь нельзя рекламировать.
То есть, открывая магазин, вы должны понимать, что 95% успеха зависит от того, насколько удачным будет его месторасположение, поскольку никакой рекламы использовать вы не сможете, и если место будет не проходным, то, скорее всего, вы понесете убытки. Кроме того, не разрешается продавать алкоголь с 23.00 до 8.00. Причем региональные органы государственной власти уполномочены вводить дополнительные ограничения по времени и размещению торговых точек.
Поэтому перед тем как открыть магазин алкогольной продукции с нуля, рекомендуется обратиться за подробной консультацией к представителям власти субъекта. Рассмотрев основные организационные вопросы, попробуем посчитать, какая сумма понадобится для открытия магазина, и сколько вы сможете на нем заработать.
Расчеты для бизнес-плана
Составляя бизнес-план алкогольного бизнеса для розничного магазина, необходимо учитывать объем первоначальных затрат, сумму ежемесячных расходов и составить прогноз возможной выручки, чтобы определить, насколько выгодно содержать такой объект. Капитальные расходы представлены в виде таблицы:
Расходы | Сумма, руб. |
Регистрация юр. лица в налоговой | от 4 000 |
Госпошлина за оформление лицензии | от 65 000 |
Расходы на сбор и оформление всевозможной документации | от 50 000 |
Покупка торгового, складского и офисного оборудования | от 350 000 |
Формирование товарного запаса | от 1 500 000 |
Итого | 1 969 000 |
Стало быть, чтобы открыть магазин алкогольной продукции, вам понадобится около 2 млн. руб., и это без учета суммы уставного капитала. Каковы же будут ежемесячные расходы торговой точки? Примерные данные сведены в таблицу:
Расходы | Сумма, руб. |
Арендная плата | от 100 000 |
Зарплата четырем сотрудникам | от 100 000 |
Затраты на уборку и охрану | от 20 000 |
Коммунальные платежи | от 10 000 |
Акцизы и налоги | в зависимости от объема реализованной продукции |
Пополнение товарного запаса | в зависимости от объема реализованной продукции |
Итого: | 230 000 |
Выходит, что без учета расходов на закупку товара и обязательных бюджетных платежей, в месяц содержание магазина обойдется не менее чем в 230 000 руб. Относительно налогообложения предприятий, осуществляющих розничную торговлю алкоголем, стоит добавить, что точную сумму платежей рассчитать невозможно, поскольку все зависит от того, сколько единиц товара, и какого товара вы будете продавать.
Алкогольная продукция относится к подакцизным товарам, и налоговая ставка определяется в зависимости от вида алкоголя и содержания в нем безводного этилового спирта. Чтобы разобраться в вопросах налогообложения, рекомендуем вам посетить официальный сайт налоговой службы www.nalog.ru. Теперь поговорим о возможных доходах. Как уже было отмечено, на крепкий алкоголь.
Правительством РФ установлены минимальные розничные цены (МРЦ), ниже которых его продавать недопустимо. К примеру, МРЦ на 0,5 л водки крепостью 40% с учетом НДС и акциза составляет 194 руб. В среднем, наценка розничной сети на алкоголь составляет около 40%, для напитков класса «премиум» - от 50% и выше.
Если произвести грубый подсчет, с каждого 1 млн. руб., вложенных в товар, вы сможете зарабатывать от 1,4 млн. руб., из которых 0,4 млн. – будет ваша прибыль. При этом акцизы и НДС – это косвенные налоги, то есть по факту их будут платить ваши покупатели, вы будете включать их в стоимость товара. Следовательно, прибыль пойдет на покрытие налога на прибыль организаций, выплату зарплаты и погашение прочих ежемесячных расходов.
В результате у вас останется около 100 тысяч руб. чистой прибыли. Это лишь примерный расчет, который поможет вам представить схему получения и распределения доходов магазина алкогольной продукции и составить прогноз для собственного предприятия.
Франчайзинг в розничном алко-бизнесе
Очевидно, что бизнес в сфере реализации алкоголя очень сложен в организации и управлении и может оказаться не по силам неопытному предпринимателю. Если вы не хотите самостоятельно открывать торговую точку с нуля, то, возможно, лучшим решением для вас станет франшиза на алкогольный магазин. Заключив сделку с франчайзером, вы получите готовый проект, информационную поддержку и возможность работать под эгидой известной компании, которая уже завоевала доверие потребителей на рынке.
Так, один из самых популярных в России алкогольных магазинов "Семь пятниц" предлагает открыть франшизу с готовым бизнес-планом, в котором подробно описывается последовательность шагов для выхода на безубыточность, самоокупаемость и в результате на чистую прибыль в 300-400 тысяч руб. При этом объем денежных средств, которые бизнесмену необходимо будет инвестировать в открытие магазина, устанавливается в размере 3 млн. руб. Заявленный срок окупаемости при соблюдении всех требований франчайзера составляет 2 года.
Какой путь ведения бизнеса выбрать – решать вам. В любом случае следует помнить, что торговля алкоголем требует очень ответственного и внимательного отношения. Любое нарушение действующего законодательства может привести к отзыву лицензии и штрафным санкциям. А учитывая то, что алкогольным магазинам нельзя давать рекламу, сформировать постоянную клиентскую базу вам удастся только благодаря высококачественному обслуживанию и доброжелательному отношению к покупателям.