Как открыть свой спортзал и сделать его успешным

Как бизнесом, так и спортом начинают заниматься многие, но добиться успеха в своих начинаниях удаётся не каждому. Предприниматели, не имеющие практики, решив освоить спортивный бизнес, иногда допускают серьёзные ошибки ещё на этапе планирования. В результате оптимистические прогнозы не оправдываются, и люди отказываются от проектов, теряя деньги и драгоценное время. Сегодня речь пойдёт о том, как правильно открыть спортзал с нуля, не допустив распространённых ошибок.

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

Как открыть спортзал

Услуги спортивных и оздоровительных учреждений сегодня пользуются спросом как в крупных, так и в небольших городах. В современном обществе наметилась устойчивая тенденция к правильному питанию и ведению активного образа жизни. И этот факт говорит в пользу того, чтобы выбрать спортзал как идею для бизнеса. Однако есть у этого вида деятельности и недостаток — высокая конкуренция. Поэтому на этапе планирования важно адекватно оценить имеющуюся ситуацию на местном рынке спортивных и оздоровительных услуг и правильно выбрать нишу для своего предприятия. Стартовать в таком деле можно несколькими способами:

  • Купить действующий спортзал или фитнес-клуб
  • Приобрести франшизу именитого бренда
  • Самостоятельно организовать и развивать бизнес

Каждый из вариантов неидеален и не обещает большую прибыль за короткие сроки, минуя проблемы.

Покупка бизнеса

Когда предприниматель покупает готовый спортзал, он визуально оценивает то, что приобретает. То есть он видит, в каком состоянии находится помещение и оборудование. Он может поднять все документы по ведению бизнеса и увидеть налоговую и бухгалтерскую отчётность, определить рентабельность проекта и т. д. Так складывается общее представление о действующем спортзале.

Однако имиджевые ошибки, которые сразу могут быть и незаметны, вместе с бизнесом от прежнего владельца переходят к новому. Поэтому часто приходится прилагать усилия, чтобы вернуть старых и привлечь новых клиентов. Иногда требуется пересмотр ценовой политики. Стоит узнать, какой способ ценообразования использовался ранее на предприятии: доходный или затратный.

Покупая готовый бизнес, нужно внимательно изучить не только документы, но и сам спортзал, каждую мелочь. Желательно наладить обратную связь с клиентами и собрать отзывы.

Например, при подключении инженерных коммуникаций могла быть нарушена технология, что привело к появлению неприятного запаха в душевых и оттолкнуло клиентов. Придётся вложить дополнительные средства, чтобы устранить неполадки.

Франшизы спортзалов

Покупка франшизы спортзала — это создание бизнеса по готовой модели успешного предприятия. Этот путь может показаться лёгким, но он весьма затратный. Предприниматель (франчайзи) подписывает контракт с продавцом франшизы (франчайзером) и получает узнаваемый бренд, технологию ведения бизнеса, консультации по строительству здания или его приобретению, подбору персонала и оборудования. Стоимость франшизы измеряется размером единовременного паушального взноса и величиной роялти — ежемесячного платежа.

В качестве примера можно рассмотреть пакет франшизы от сети фитнес-клубов «Fit-Studio». Сеть насчитывает 23 собственных и 38 франчайзинговых клубов. На выбор франчайзи предлагается три формата бизнеса, различающиеся по стоимости, требованиям к площади и набору услуг.

Так, модель «Mini» предполагает открытие небольшого тренажёрного зала площадью 220-400 м² для проведения групповых тренировок. Формат «Midi» — полноценный тренажерный зал и зал для групповых тренировок общей площадью 400-800 м². Формат «Maxi» — большой клуб площадью от 800 м², на базе которого проводятся комплексные групповые программы и индивидуальные тренировки с опытными спортсменами.

Размер паушального взноса составляет около 300 000-400 000 рублей, роялти рассчитывается исходя из размеров помещения спортзала. Рекомендуемый бюджет открытия составляет около 5 млн рублей. В рамках этой франшизы компания предлагает:

  • Консультационные услуги на всех этапах открытия
  • Маркетинговую поддержку
  • Свою страницу на сайте
  • Выгодные условия сотрудничества с поставщиками оборудования
  • Помощь при зонировании и оформлении помещения и т.д.

Более подробную информацию по франшизе можно получить на официальном сайте организации, оставив заявку. Этот или любой другой узнаваемый бренд легче продвигать, к нему проще привлекать внимание целевой аудитории. Маркетинговая и технологическая поддержка, эффективная модель развития — это достоинства работы по франшизе, существенный недостаток у неё один — дороговизна.

С чего начать деятельность

Если варианты с покупкой готового бизнеса и приобретением франшизы не устраивают, остаётся только один путь — открыть спортзал с нуля самостоятельно. С чего в этом случае следует начать? С расчёта бизнес-плана и анализа рынка оздоровительных и спортивных услуг в регионе.

Необходимо правильно подобрать локацию, принимая во внимание наличие конкурентов поблизости, проходимость, близость к местам остановки общественного транспорта, удобство парковки. Следует определить целевую аудиторию спортзала и в соответствии с ней разработать концепцию, заказать дизайн-проект.

Перед тем как открыть свой спортзал, нужно рассчитать объём инвестиций, которые потребуются на старте, определиться с перечнем предоставляемых услуг, с их ценовой категорией.

Следует также составить прогноз посещаемости клуба, рассчитать возможный доход и размер чистой прибыли. Все эти расчёты нужно производить до открытия клуба. Созданная модель станет основным ориентиром в дальнейшей работе, а грамотный бизнес-план поможет привлечь инвесторов, тем более что проект этот не из самых дешёвых. Полезно прочитать, как найти инвестора для бизнеса.

Сколько стоит открыть спортзал? Однозначно ответить на этот вопрос не получится. Бюджет открытия зависит от состояния помещения, размера арендной платы, количества тренажёров и т. п. В среднем на запуск уходит от трёх миллионов рублей и выше.

Ошибки на стадии стартапа

Ошибок при открытии и планировании клубов большое количество. Выбор неверного позиционирования — это одна из них. Например, клуб предназначается для клиентов с высоким доходом, а вокруг — только студенческие общежития. Или клуб предназначен для небольшого количества человек, но желающих оказывается много, и всех принять не получается. Что делать?

Если конструкция здания лёгкая, можно сделать перепланировку, расширить зону клуба, чтобы пропустить большее количество людей. Составляя технологический проект спортзала, желательно спланировать помещения так, чтобы они легко трансформировались: просто убирались перегородки, например, для расширения пространства или добавления раздевалок.

Ошибки также могут быть связаны с набором услуг, которые предоставляются. Обычно это бывает слишком большой перечень услуг, а потребителю нужен лишь базовый набор. Приобретение дешёвого спортивного инвентаря и оборудования, которое быстро выходит из строя, — тоже неверный путь. Экономия здесь неуместна. Оборудование, мебель, инвентарь, элементы отделки посещения — всё должно быть качественным, надёжным и современным.

Подбор помещения

Если помещение для спортзала планируется арендовать, стоит в обязательном порядке оформить договор с арендодателем, в котором приписать права и обязанности сторон, и зарегистрировать его в Регпалате. До заключения договора никакую деятельность начинать не стоит.

На заметку: аренда помещения под спортивный зал у частного лица будет стоить дороже, чем у муниципалитета. Чтобы сэкономить, можно обратиться в администрацию города, подать заявку в Комитет по управлению имуществом и участвовать в аукционе на аренду муниципального помещения.

Планировка и оформление

Удобнее, если клуб будет двухэтажным. На одном этаже можно отвести место под раздевалки, душевые, административно-бытовые помещения. На другом будет пространство, которое можно зонировать в зависимости от потребностей. Без коридоров и перегородок, с возможностью передвигать оборудование. Днём это может быть фитнесс-клуб, а вечером — лекторий, например, о пользе здорового питания, или танцевальная студия. Используя такую планировку, можно предлагать те услуги, которые необходимы потребителю. Такой спортзал будет мобильным и способным «выживать» в конкурентной среде.

Спортзал

Оформление спортивного зала — также очень важный момент. При отделке помещения лучше не использовать тёмные и агрессивные цвета, а выбрать яркие позитивные оттенки. Паропроницаемость стенам придадут штукатурка или пробковые панели. В клубе обязательно должны быть зеркала в полный рост, мощные световые приборы и качественное музыкальное оборудование. Дизайн спортивного зала может быть в стиле «минимализм», «модерн» или «хай-тек».

Подготовка к открытию

Следующий шаг после ремонта и оформления помещения — комплектация его тренажёрами и спортивным оборудованием. При выборе оборудования нужно руководствоваться назначением зала, площадью и финансовыми возможностями. Сегодня на рынке можно встретить множество предложений от самых разных производителей. Популярными являются: Total gym, Star Trac, Nautilus, StairMaster, Schwinn, Ziva. Некоторые из российских поставщиков оборудования предлагают полный набор услуг: начиная от проектирования и комплектации спортивного зала, заканчивая обучением персонала.

По поводу сотрудников стоит сказать отдельно. Для небольшого спортивного зала площадью 150-200 м² понадобится три-четыре профессиональных тренера, два инструктора, два администратора и обслуживающий персонал.

Важный шаг при подготовке к открытию зала — проведение маркетинговых мероприятий. О новом спортивном клубе должно узнать как можно большее количество людей. Эффективно давать рекламу на местном радио, телевидении, в интернете.

Стоит заказать и разместить на фасаде яркую говорящую вывеску, можно приглашать клиентов на бесплатную диагностику телосложения, на пробные тренировки. Непосредственно перед открытием можно провести предварительный розыгрыш клубных карт или абонементов.

Желательно предусмотреть в спортзале возможность оказания сопутствующих услуг (массаж, сауна, солярий и т. п.). Как показывает практика, доход от оказания дополнительных услуг может достигать 15% от общей выручки предприятия. При этом около 60% приходится на продажу клубных карт и абонементов, 25% составляет доход от разовых посещений.

Заключение

Спортзал как идея для бизнеса отлично подойдёт тем, кто любит спорт и здоровый образ жизни, разбирается в видах тренажёров, понимает, какое оборудование востребовано и почему. От того, насколько успешным будет старт проекта, зависит его прибыльность в дальнейшем. Поэтому особое внимание следует сосредоточить на составлении детального бизнес-плана, выборе подходящего места и качественного оборудования, а также разработке эффективной рекламной кампании.

Информация была полезна?
21 оценка, среднее: 4.5 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie