Страусиная ферма как бизнес
Чтобы открыть свое дело с нуля и превратить его в эффективный бизнес, нужна в первую очередь оригинальная коммерческая идея. В то же время, учитывая экономическую нестабильность, характерную для нашей страны в последние годы, бизнес-идею нужно оценивать с точки зрения устойчивости к кризисным условиям.
Так, выращивание страусов как бизнес представляется весьма интересным и перспективным направлением предпринимательства в сфере сельского хозяйства.
Во-первых, спрос на продовольственную продукцию отличается стабильностью, поскольку она удовлетворяет жизненно важные потребности человека. Во-вторых, страусиное мясо и яйца, полученные в процессе разведения, имеют высокую пищевую ценность, и яркие вкусовые характеристики, а значит, представляют собой качественный конкурентоспособный товар. И, в-третьих, страусоводство в России сегодня находится еще на «зачаточном» уровне, поэтому у начинающего бизнесмена есть все шансы занять солидное место на рынке.
Планирование бизнеса по разведению страусов
Чтобы воплотить в жизнь эту экзотическую идею, необходимо составить бизнес-план страусиной фермы. Это позволит определить общий объем первоначальных затрат, рассчитать рентабельность бизнеса применимо к конкретным условиям, оценить возможную эффективность деятельности. Выращивание страусов как бизнес может осуществляться в разных форматах:
- Племенное разведение, то есть производство молодняка для последующей продажи
- Подращивание молодняка – птицы содержатся до достижения убойного веса с последующей реализацией мяса
- Совмещение обоих направлений
Бизнес-план по разведению страусов составляется с учетом выбранной формы птицеводства, поскольку особенности содержания маточного и товарного поголовья в некоторой степени отличаются друг от друга. Кроме того, выведение птенцов страуса (при племенном разведении) требует организации специальных условий, стало быть, и дополнительных затрат. Птицеводство как бизнес, в том числе и страусиное хозяйство начинается с обустройства помещения для содержания птиц. Оно должно быть просторным с учетом размера страусов. В птичнике важно поддерживать постоянную температуру – не менее 15 градусов и исключить возникновение сырости.
Для нормального развития страусам понадобится и вольер, где птицы смогут спокойно передвигаться. Для содержания поголовья в 50 птиц потребуется участок земли площадью около 5 га. В целом страусы в содержании неприхотливы: мало подвержены заболеваниям, не очень требовательны к корму. Для получения хорошего потомства в рацион следует включать различные витаминные и минеральные добавки, а для улучшения вкусовых характеристик мяса и яиц – побольше свежей зелени, овощей и фруктов.
Сам процесс организации питания должен сочетать пастбищное и стойловое кормление – в таком случае птицы активно набирают вес без лишних проблем со здоровьем. Птенцов страуса лучше приобретать у российских заводчиков. Выбирать породы необходимо из тех, которые максимально приспособлены к разведению в условиях российского климата.
Оптимальным считается приобретение пятидневных птенцов, но это допустимо только в том случае, если не требуется длительная транспортировка. Если же ферма находится в другом регионе, то имеет смысл покупать более взрослых особей в возрасте, например, 2-4 месяцев. Такие птицы легче перенесут дорогу и быстрее адаптируются на новом месте.
Обретя статус хозяйствующего субъекта, нужно также заключить договор с местной ветеринарной службой, чтобы в дальнейшем получать необходимые для реализации продукции ветеринарные справки. Все это позволит фермеру выйти на солидных покупателей, в числе которых могут быть не только физические лица, но и организации общественного питания, торговые сети. Далее мы расскажем о некоторых нюансах страусоводства, которые должен знать предприниматель, желающий открыть страусиную ферму.
Особенности разведения страусов
В зависимости от выбранного направления страусоводства происходит и дальнейшее развитие бизнеса. Если планируется разводить птицу на мясо, то в бизнес-план по выращиванию страусов необходимо включить и возможность реализации яиц, кожи, жира и перьев. Вся эта продукция пользуется хорошим спросом, что обеспечивает высокую рентабельность бизнеса, несмотря на то, что эти птицы набирают вес около года.
Если же в планах разведение молодняка для продажи, то необходимо обеспечить цикличность смены поголовья, в том числе и основного маточного стада. При этом стоит учитывать, что страусы несутся нестабильно. В один год самка может снести до восьмидесяти яиц, а на следующий год и ни одного. Стоит учесть, что средняя продолжительность жизни страуса составляет около семидесяти лет, и на протяжении сорока из них они могут приносить здоровое потомство.
На сегодняшний день еще нет достоверных данных об оптимальной продолжительности содержания этих птиц в отечественных фермерских хозяйствах. Но опыт зарубежных страусоводов показывает, что в большинстве случаев период содержания близок к максимальной продолжительности жизни этих птиц. Таким образом, страусиная ферма как бизнес отличается стабильностью, необходимо только правильно сформировать поголовье.
Рентабельность бизнеса
С учетом особенностей разведения страусов и разнообразия получаемой от них продукции данная бизнес-идея оказывается весьма привлекательной. Месячный страус стоит около 10 тысяч руб. Для открытия небольшой фермы достаточно приобрести пятнадцать самок и двух самцов. Таким образом, затраты на первоначальное поголовье составят 170 тысяч руб. Средние затраты на содержание одной птицы составляют около 4 тысяч руб. в год, следовательно на все поголовье уйдет 68 тысяч руб.
За год самка страуса в среднем приносит около 60 яиц. 15 самок * 60 яиц = 900 яиц. Половина из них (оплодотворенные) должна уйти на пополнение поголовья. Остальные можно продать. Средняя цена одного страусиного яйца – 1,5 тысячи руб. При продаже 450 яиц выручка составит 675 тысяч руб. Реализация одних только яиц позволит окупить затраты на приобретение страусов и расходы на первый год их содержания.
На хорошую прибыль страусиная ферма выходит обычно на второй год своего существования. В этот период уже сформируется основное поголовье, которое следует разделить на две части. Первая будет ориентирована на пополнение фермы молодняком, а вторая будет выращиваться на убой. Соотношение этих частей должно быть примерно 1:3.
Если предположить, что из 450 яиц, оставленных для пополнения стада, все успешно будут инкубированы, то на ферме появится еще 450 страусов. Из них 150 особей останутся на разведение или продажу, оставшиеся 300 будут содержаться до достижения убойного веса – 100 кг, на это уйдет около одного года. С одного страуса можно получить 55 кг качественного мяса, стоимость которого составляет около 500 руб. за 1 кг. Таким образом, с одной птицы можно выручить 27,5 тысяч руб. только за мясо.
За жир, перо и кожу можно получить еще около 3 тысяч руб. С реализации 300 птиц выручка составит около 9 млн. руб. На такие показатели за два года может выйти далеко не каждый бизнес.
Как наладить сбыт
Большой объем продукции, рассмотренный нами на примере непросто реализовать сразу. Поэтому, предпринимателю важно еще на этапе планирования бизнеса внимательно изучить спрос и состояние рынка. В процессе выращивания страусов следует позаботиться о налаживании всех возможных путей реализации. Мясо страуса можно предлагать для закупки не только частным клиентам, но и ресторанам и кафе премиум класса, поскольку оно считается деликатесом.
Полученные в результате разведения страусов перья пользуются популярностью у представителей модной индустрии, а также у производителей одеял и подушек. Жир используется в косметологии и фармацевтике. Кожа страуса высоко ценится производителями обуви и изготовителями галантереи. Чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов, предпринимателю рекомендуется участвовать в продовольственных выставках-ярмарках, а также проводить экскурсии на ферме. Всесторонний подход к организации сбыта обеспечит успех такому интересному бизнес-начинанию, как разведение страусов.
О преимуществах бизнеса по разведению страусов и вариантах сбыта продукции страусоводства говорится в следующем видео: