Российский бизнес предпочитает маркетплейсы для рекламы
По итогам проведенного среди российских бизнесменов из разных городов исследования были выявлены основные рекламные тренды 2022 года. В фаворитах – маркетплейсы, их услугами для продвижения воспользовался каждый третий опрошенный. Довольны результатами рекламных кампаний остались 59% респондентов.
Аналитики Platforma и MediaSniper в декабре прошлого года провели опрос среди предпринимателей по использованию рекламных инструментов. В онлайн-анкетировании приняли участие более 1 200 бизнесменов из разных российских городов с населением более 100 000 человек.
Международные площадки стали недоступны для российского рынка в 2022 году. Это заставило многие компании обратиться к маркетплейсам вместо интернет-рекламы. Некоторые даже отказались от разработки собственных сайтов и просто разместились на популярных платформах.
Если в прошлые годы лидировали классические форматы продвижения в интернете, в 2022 году инструменты маркетплейсов были востребованы у 33% опрошенных предпринимателей. Остальными видами интернет-рекламы воспользовались только 30% респондентов. Для сравнения ранее эти показатели составляли 30% и 59% соответственно. В остальных категориях различия были не столь значительные, например, рекламой на билбордах интересовались 15% опрошенных вместо 18%.
При этом наибольшая эффективность наблюдается у классических интернет-инструментов. Более половины респондентов (51%), которые в своей работе применяли один или несколько каналов по размещению рекламы, заявляют, что довольны проведенными рекламными компаниями.
Наружная реклама оказалась полезна для 11% предпринимателей, маркетплейсы для 4%. В общем успешного результата за 2022 год достигли 59% участвующих в опросе бизнесменов.
В 2023 году бизнес планирует тратить на рекламу скромный бюджет. Почти каждый третий (36%) готов выделить на привлечение аудитории от 100 000 до 150 000 рублей, 15% – 50 000 рублей. Только 1% из респондентов готовы вложиться по-крупному и потратить от 1 000 000 рублей на рекламные инструменты.
Руководитель по развитию рекламных сервисов Platforma Анатолий Новожилов отмечает, что затраты на привлечение клиентов и рекламные кампании прежде всего возросли из-за недоступности привычных зарубежных каналов. Но российский бизнес не боится трудностей, активно занимается импортозамещением и понимает, что без рекламы не обойтись. 47% в опрошенных представителей готовы выделять любые деньги на продвижение своих товаров или услуг. Только 15% согласны отказаться от рекламы ввиду недостатка финансирования.
По мнению основателя MediaSniper Дмитрия Туркевича российский рекламный рынок за второе полугодие 2022 года по ощущениям упал более чем на 6%, как заявляет АКАР. Неопределенность и регулярные изменения научили бизнесменов пользоваться различными рекламными инструментами, применять комплексный и гибкий подход к маркетингу. Успех возможен только у тех, кто тестирует различные гипотезы, экспериментирует, продвигается одновременно различными способами.
Четверть респондентов сообщили, что итоги рекламных кампаний в 2022 году не оправдали их ожидания. Возникали различные проблемы, в том числе неправильно рассчитанный бюджет (14%), ненужные покупателю товары (14%), некорректно определенная целевая аудитория (12%), технические сложности при запуске рекламы (12%). Непредвиденные издержки беспокоили примерно 10% опрошенных предпринимателей, еще на 4% серьезно отразился уход международных рекламных площадок из России.
Как отмечает Надежда Шилова, сопредседатель комитета АРИР по Performance Marketing и смежным рынкам CEO ADLABS (группа АДВ), маркетплейсы стали дополнительным способом реализации товаров, а для некоторых брендов значительным и составил до 10% - 30% продаж. Многие компании масштабируют свой бизнес за счет выхода на маркетплейсы.
Даже международные бренды, которые перестали рекламироваться в интернете или на телевидении, могут продвигаться в этом канале. Такой способ продаж является достаточно привлекательным для различных направлений, например, не для всех товаров на маркетплейсах требуется маркировка.
Источники: RG.RU