Цены на билеты и топливо растут: что будет дальше с авиацией
Гражданская авиация больше не будет дешевой. Цены на трансконтинентальные и внутренние рейсы дорожают с каждым днем.
Авиакомпании в Китае в пятый раз с февраля подняли цену на билеты в связи с подорожанием топлива. С 5 июля она достигнет рекордных значений и ее стоимость станет 200 юаней (1,6 тысячи рублей или 30 долларов США). В связи с теми же причинами растут цены на билеты и в других странах Восточной Азии. В Европе авиакомпании пока еще предлагают скидки на билеты путешественникам (купить билет можно по цене до 1 евро), но уже и в странах Евросоюза цены на билеты начинают стремительно расти. Подорожание цен в первую очередь связано с увеличением цен на все виды топлива, но дело не только в этом: судя по всему, в ближайшем будущем эпоха бюджетного пассажирского авиасообщения во всем мире будет закончена. Об этом рассказали в пресс-службе информационной газеты Известия.
Цены все выше и выше
Еще в начале года в Китае авиакомпании отменили топливные надбавки в билетах, поскольку цены на них были сильно снижены. Но сейчас ситуация в корне поменялась: цены на нефть взлетели почти в полтора раза, в связи с чем цены на энергоносители увеличились.
Но не только в Китае подорожали цены на перелеты. Ситуация коснулась и других стран Восточной Азии. Причем подорожание билетов пришлось как на местные, так и на трансконтинентальные рейсы. Например, полет из Сингапура в Гамбург в эконом-классе обойдется пассажиру в 5 000 долларов США, хотя совсем недавно аналогичный билет стоил 2 000 долларов США. В апреле этого года полеты из Сингапура подорожали на 27%, если сравнить цены с 2019 годом, а из Австралии в аналогичном периоде они стали на 20% дороже. То есть подорожание стало действительно ощутимым и значения заметно выросли не только если сравнить с периодом пандемии, когда билеты стали действительно дешевые, но и до ковидных ограничений. В первую очередь это связано с тем, что многие авиакомпании до сих пор остаются без части своего флота, а также некоторые рейсы, которые летали до 2020 года, так и не были до сих пор восстановлены.
По другую сторону Тихого океана ситуация также складывается не самым радужным образом. В США в 2020 году расценки на рейсы претерпели сильное падение: трансконтинентальный рейс в Европу мог обойтись пассажирам всего в 200 долларов, а, например, рейс в Чили и обратно (путь занимал около 12-16 тысяч километров) — всего в 62 доллара. Такие тарифы были актуальны вплоть до начала 2022 года. Сейчас картина в корне поменялась.
Данные американской статистики говорят о том, что в апреле стоимость авиабилетов выросла на 18,6% по сравнению с мартом текущего года. Это стало рекордом месячного роста цен в данном секторе.
Во-первых, топливо для самолетов подорожало на 150% за год. Во-вторых, количество мест в американской пассажирской авиации по-прежнему не восстановлено и на 6% уступает показателям до пандемии, тогда как все предыдущие годы до 2019 наблюдался стабильный рост в связи с постоянным повышением спроса на билеты.
Еще одна проблема коснулась персонала — авиакомпаниям остро не хватает пилотов и бортпроводников, стоимость рабочей силы стала гораздо выше. Особенно заметной эта проблема стала на внутренних рейсах в США, поскольку спрос на них сильно увеличился. Например, пассажирам, вылетающим из США за рубеж, по прилету домой требуется предоставить отрицательные тесты на коронавирус.
Европейская «турбулентность»
В Европе совсем недавно цены на билеты были относительно стабильными. Испанская авиакомпания Volotea в июне предлагала рейсы за 1 евро (сейчас по-прежнему можно купить билеты по цене за 9 евро). Но каждый день ситуация претерпевает изменения. Большая часть трансграничных перелетов весьма подорожала, сейчас ценник на них начинается уже от 100 евро. И пока вряд ли следует думать, что эта ситуация временна.
Стоит заметить, что цены на авиаперелеты в Европе всегда (в первую очередь это касается XXI века) были значительно дешевле по сравнению с другими континентами, даже в странах с развитым пассажирским авиасообщением. Родиной лоукостеров является не Европа, а США, дерегулирование данной сферы (благодаря которому цены на билеты были снижены) также началось за океаном. Но с самого начала в странах Евросоюза, где изначально работали несколько десятков разных авиакомпаний (практически в каждой стране была авиакомпания и не одна), конкуренция была намного выше, чем где бы то ни было.
После отмены данных мер для всех условия на рынке стали равными. Также в странах ЕС изначально было много аэропортов, которые ранее не использовались в полной мере. Этим и решили воспользоваться лоукостеры. Стоит отметить, что второстепенные аэропорты даже платили авиакомпаниям за то, чтобы часть рейсов проводилась через них. Дело в том, что пассажиры тратили деньги в магазинах, что приносило властям неплохой вклад в бюджет. К тому же европейские путешественники гораздо быстрее других смирились с низким уровнем обслуживания на борту лоукостеров.
Но сейчас ситуация изменилась, поэтому цены на полеты выросли в том числе и в Европе. Майкл О'Лири, который возглавляет ирландскую авиакомпанию Ryanair, даже пожаловался на то, что нет возможности сохранить устойчивую бизнес-модель при средней цене билета в 40 евро. Он считает цены в 50-60 евро доступными для большинства пассажиров.
Цены меняются
Рынок авиаперевозок переживает не самые легкие времена: дело в том, что многие рейсы отменяют или задерживают. В пяти крупнейших странах континента по итогам июня было отменено 7 870 рейсов. Если сравнить этот же показатель с июнем 2019 года, то результаты будут ошеломительными — цифра будет в три раза меньше. Традиционные для европейцев летние направления значительно выросли в цене. Например, рейс из Лондона в Аликанте теперь стоит в три раза дороже, чем в прошлом году.
Причины этого одинаковы: увеличение спроса, в том числе потому, что из-за предыдущих двух лет ковидных ограничений люди практически никуда не могли выбраться, а с предложением дела обстоят гораздо хуже, ведь людей не хватает. К тому же сразу несколько европейских стран охватили забастовки авиаперсонала. Волнения проходят в Испании, Бельгии и Франции. Персонал авиакомпаний справедливо решил, что сейчас настало самое подходящее время для выбивания максимальных привилегий со стороны корпораций.
Цены на авиатопливо продолжают расти в том числе и в Европе, более того, именно здесь проблема в обозримом будущем может стать достаточно острой. Это связано с тем, что значительные запасы нефти страны ЕС получали из России. Разумеется, альтернативы разрабатываются, к тому же организовать замену нефти европейцам будет проще, чем замену газа, но в любом случае они будут дороже в силу транспортного плеча, а также заточенности европейских НПЗ на российские марки нефти.
Но это еще не все проблемы, которые поджидают Европу. Дело в том, что российские авиакомпании владеют множеством слотов в аэропортах странах ЕС. Конечно, через некоторое время придется их освободить: поскольку чтобы слот был активным и сохранялся в собственности авиакомпании, необходима его загруженность как минимум на 70%. Данная проблема возможно будет решена, но пока в горячий сезон она будет преобладать над континентальным сектором перевозок.
Также не стоит забывать и про деятельность зеленых активистов, которые призывают уменьшить углеродный след в атмосфере за счет уменьшения числа полетов. Эта и все остальные вышеперечисленные причины могут значительно сказаться на гражданской авиации по всему миру и привести ее в самый настоящий шторм. В таких условиях не стоит даже мечтать о том, что цены на авиабилеты возвратятся на уровень 2019 года.
Источник: Известия