THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Как изменились цены на продукты в январе 2023

За текущий месяц более 30% россиян отметили повышение цен на мясо и птицу, молоко, рыбу и морепродукты. Об этом свидетельствует опрос, проведенный 13-15 января Фондом «Общественное мнение» (ФОМ). Торговые сети говорят, что цены на большинство товарных категорий стабильные.

Вита Жизневских
Вита Жизневских
Эксперт ВЗО по займам и банковским продуктам

Взгляд россиян

В опросе приняли участие 1 500 респондентов. Гражданам задали один и тот же вопрос: «На какие продукты, товары и услуги заметно выросли цены за последний месяц?». Предоставлялось несколько вариантов ответов.

Порядка 38% опрошенных отметили рост цен на мясо и птиц, 34% — на рыбу и морепродукты, 31% — на молочную продукцию, 24% — на хлеб, 23% — на яйца и 22% — на сахар. Меньше всего участников отметили повышение цен на овощи и фрукты (20%), растительное масло (19%), крупы (18%) и алкогольную продукцию (13%).

Ответ торговых сетей

По заявлениям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), цены на мясо, молоко и сахар не изменились. По данным Росстата незначительное подорожание наблюдается по следующим категориям мясной продукции: говядина (0,25%), свинина (0,03%), курятина (0,13%). Молоко и вовсе подешевело на 0,18%, а сахар-песок — на 0,75%. Стабилизация цен связана с повышением объемов производства.

По словам председателя президиума АКОРТ Игоря Караваева, в общероссийских торговых сетях цены на базовую продуктовую корзину уменьшились за счет увеличения закупок и сдерживания цен на социально значимые товары. Например, отрицательная торговая наценка установлена на тушку бройлера (-4,7%) и на подсолнечное масло (-4,23%).

На розничные цены влияют курс рубля, покупательское поведение, затраты на логистику и многие другие факторы. Но при этом в АКОРТ подчеркивают, что предпосылок роста стоимости мяса, молока и сахара сегодня не наблюдается.

Статистические данные

Портал «Чек Индекс» сопоставил информацию за 1-20 января 2022 и 2023 годов. Средний чек в продуктовых супермаркетах за год увеличился на 7% и составил 628 рублей, в торговых точках формата «у дома» — 478 рублей.

Тенденция может быть связана не только с общим ростом цен, но и с увеличением объемов покупок и с другими причинами.

Эксперты «АБ-Центр» приводят следующую статистику по овощам. С 26 декабря 2022 года по 16 января 2023 года больше всего подорожали огурцы (18,2%), помидоры (15,7%), лук (8,2%) и морковь (8,2%). За аналогичный период цены снизились на гречку (-2,8%), пшено (-1,6%) и колбасу (-1,2%).

Таким образом, товары, на которые делали акцент участники опроса ФОМ, не только не подорожали, но, в некоторых случаях, даже подешевели. Стоимость той же говядины поднялась только на 0,03%. Курица и яйца стали стоить на 0,3% меньше, молоко — на 0,5%, сахар — на 1%.

При этом расчеты «АБ-Центра» основаны на данных государственной статистики. И хотя рост по ряду овощей ощутимый, представители торговых сетей стараются не акцентировать на этом внимание.

Мнение экспертов

Главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман подчеркнул, что о росте цен сообщили только от четверти до трети опрошенных. Большинство граждан изменений не заметили. Некоторые респонденты говорят об удорожании продукции по привычке: и не важно, что их ожидания не соответствуют действительности. Это — обычное явление.

Но в будущем, по мнению эксперта, стоит ожидать удорожания импортных товаров. Курс рубля сегодня стабилен, спрос на импорт после новогодних праздников снизился, поэтому существенного подорожания пока что не наблюдается. Но на фоне снижения доходов от экспорта энергоносителей, роста импорта, увеличения дефицита госбюджета национальная валюта РФ может ослабиться. Это потенциально может привести к росту цен импортируемых товаров.

По мнению доцента экономического факультета РУДН Сергея Черникова, говорить о существенном подорожании продуктов в начале года рано. Но российская экономика в любом случае привязана к иностранным комплектующим: запчастям, фармацевтике, пищевым консервантам. Пока данные товары ввозятся в Россию через 3-4 границы, в любой момент может подорожать тот или иной товар.

Если с долговой нагрузкой не справится условная Elanco (фармацевтическая компания, США), и поставки вакцин для крупного рогатого скота в РФ упадут на 15%, цены на мясную продукцию могут вырасти. То же самое касается всех цепочек производства, кроме одежды, считает эксперт. Чтобы этого не произошло, нужно стимулировать реальное импортозамещение.

Источник: News.ru

Информация была полезна?
11 оценок, среднее: 4.5 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie